Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1001390-6 "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" направлен на повышение доступности всеобщей диспансеризации населения для работающих граждан.
В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2015 год объявлен национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Заболевания сердца и сосудов относятся к предотвратимым хроническим неинфекционным заболеваниям и являются главной причиной преждевременной смертности трудоспособного населения России. При этом в случае своевременного выявления их или факторов риска их развития на популяционном уровне возможно значительное увеличение продолжительности жизни. В рамках исполнения "майских указов" Президента РФ В.В. Путина с 2013 года Минздравом России была возрождена всеобщая диспансеризация населения, призванная решить проблему высокой заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний.
Диспансеризация, в соответствии с ч. 4 ст. 46 Федерального закона N 323-ФЗ от 23.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения.
Диспансеризация проводится в целях:
1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, основных факторов риска их развития (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение)
2) определения необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, необходимых для граждан с выявленными заболеваниями, группы диспансерного наблюдения
3) профилактического консультирования граждан.
В действующей редакции Трудового кодекса статьей 213 регламентирована только обязательность медицинских осмотров для отдельных категорий работников (в т.ч. работников пищевых производств, торговли, водозаборов; работников, чья деятельность связана с источниками повышенной опасности). Таким образом работники, чьи профессии не входят в перечень,- а таких большинство- лишены возможности участия в мероприятиях по раннему выявлению заболеваний. Более того, в ряде случаев, описанных в статье 213, предусмотрено лишь прохождение медицинских осмотров, определяющих пригодность работников для выполнения тех или иных работ, что, зачастую, заключается в пред- и послерейсовых осмотрах, не дающих объективную картину состояния здоровья работника и не несущее функции профилактики или лечения заболеваний.
В настоящее время работающим гражданам зачастую бывает затруднительно пройти диспансеризацию в связи с тем, что работодатели не идут им навстречу и не отпускают их в рабочее время для посещения ЛПУ. В этой связи не все граждане, имеющие право на прохождение диспансеризации, реально в ней участвуют.
Таким образом, изменения, вносимые данным законопроектом в Трудовой кодекс Российской Федерации, позволят работникам проходить диспансеризацию один раз в три года в течение одного рабочего дня с сохранением места работы и среднего заработка. Повышение доступности диспансеризации направлено на снижение заболеваемости и преждевременной смертности от хронических неинфекционных (в т.ч. сердечно-сосудистых) заболеваний среди работающего населения.
Диспансеризация отдельных групп населения входит в программу государственных гарантий, финансируется за счет средств ОМС. Прохождение диспансеризации не требует дополнительных затрат со стороны граждан и работодателей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.