Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1001540-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на разумное выравнивание прав следствия на установленные законом сроки расследования и прокурорского надзора, судебного контроля за ним.
Процессуальный контроль за сроками предварительного следствия (статья 162 УПК РФ) направлен на сокращение временных рамок отправления правосудия. Однако его сокращение не должно происходить за счет качества расследования.
Дела, расследуемые Следственным комитетом Российской Федерации, относятся к категории тяжких и особо тяжких и, как следствие, наиболее сложных и объемных по содержанию. Среднее количество томов уголовных дел, расследуемых комитетом, варьируется от 12 до 70.
Принимая в 2002 году Уголовно-процессуальный кодекс, срок предварительного следствия устанавливался такой же, как и в УПК РСФСР 1960 года - 2 месяца. Из этого следует, что данный срок считается разумным, достаточным для окончания большинства уголовных дел.
Вместе с тем, сохранив прежние сроки следствия, не были учтены требования ст.ст. 221, 227 УПК РФ, которыми прокурору предоставлены 10 суток для проверки уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, а по сложным и объемным делам 30 суток, и 14 суток суду для решения вопроса о назначении судебного заседания.
Несмотря на то, что сроки предварительного следствия прекращают течь в день направления дела прокурору, продолжается исчисление сроков заключения под стражу. Последние являются более строгими, поскольку затрагивают важнейшее право человека на свободу. В связи с этим срок заключения под стражу оказывает определяющее влияние на срок предварительного следствия.
Это влияние выражается в том, что прокурор, при утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный судом срок содержания обвиняемого под домашним арестом и стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу.
По большинству уголовных дел, где в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, сроки следствия и сроки содержания под стражей очень близки. Чтобы соблюсти требования ст.ст. 221, 227 УПК РФ по делам, где в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражей, уголовное дело требуется направить прокурору на 24 - 44 дня ранее предусмотренного ст. 162 УПК РФ срока. Из 2-х месяцев на предварительное расследование остается от 1 месяца 6 дней до 26 дней. Таким образом, прокурорский надзор и судебный контроль по данной категории дел фактически осуществляется за счет сроков предварительного следствия.
По данным официального сайта Генеральной Прокуратуры РФ в 2013 году совершено убийств (в т.ч. покушений на убийство) - 12361, а в 2014 году более 18 000 преступлений со смертельным исходом. По данным на сентябрь 2015 года эта цифра составляет 11 325 преступлений. А это та категория дел, по которым практически всегда избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.
По данным официального сайта Федеральной службы исполнения наказаний в следственных изоляторах и тюрьмах содержится 114 532 человек. Из них 1 111 человек содержится с нарушением сроков, предусмотренных УПК РФ.
Вышеизложенные объективно существующие обстоятельства требуют увеличения срока предварительного следствия, установленного ст. 162 УПК РФ для категорий дел, расследуемых Следственным комитетом Российской Федерации. Необходимо увеличение 2-х месячного срока предварительного следствия на один месяц, а всего до 3-х месяцев и аналогичного изменения корреспондирующих с ней норм о сроке домашнего ареста и сроке содержания под стражей, что даст возможность выполнить требования ст.ст. 221, 227 УПК РФ, вернув следователю его законные 2 месяца расследования, решить проблему формального нарушения требований УПК РФ по срокам содержания обвиняемых под домашним арестом и стражей.
Принятие законопроекта позволит, по мнению автора, существенно повысить качество расследования по особо тяжким и тяжким преступлениям, предотвратить нарушения прав граждан на свободу.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не потребует дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.