Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 692856-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 692856-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации и сообщает свое заключение.
Представленный проект предлагает упростить порядок включения музейных предметов и музейных коллекций (далее - музейные предметы) в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - Музейный фонд). Для решения этой задачи предусматривается, что музейные предметы, входящие в основной фонд музея, считаются включенными в Музейный фонд со дня их регистрации в главной инвентарной книге (книге поступлений) музея.
В целях уточнения порядка формирования Музейного фонда проектом вводятся определения: "основной фонд музея", "учетная документация музея", "главная инвентарная книга (книга поступлений)", "экспертиза музейных предметов и музейных коллекций". Отдельная статья посвящена определению и регулированию образования собрания музея.
Кроме того, проект закрепляет и уточняет установленный ранее положением о Музейном фонде перечень причин, на основании которых музейный предмет может быть исключен из состава Музейного фонда, а также определяет порядок проведения данной процедуры.
В проекте предлагается исключить функцию государственного учета, закрепленную за Государственным каталогом Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), сохранив функцию хранения необходимой сводной информации о музейных предметах, включенных в Музейный фонд, а также об изменениях в его составе.
Переходные положения статьи 2 проекта признают включенными в состав Музейного фонда музейные предметы, не зарегистрированные в Государственном каталоге на день вступления проекта федерального закона в силу, но зарегистрированные в инвентарных книгах в соответствии с нормативными правовыми актами СССР и Российской Федерации.
Считая задачу усовершенствования порядка учета музейных предметов в составе Музейного фонда назревшей и необходимой, Комитет вместе с тем отмечает следующее.
Ведение Государственного каталога осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (далее - Минкультуры России). Замена Государственного каталога как формы государственного учета на запись в учетной книге каждого музея фактически приведёт к отсутствию государственного учета как такового. Собственник или учредитель (вне зависимости от формы собственности на музейные предметы или организационной формы музея) исключаются из процедуры учета.
Таким образом, в масштабе государства отсутствует ясность, какие именно музейные предметы находятся к той или иной собственности, кем передаются музеям в оперативное управление, кто выделяет финансирование на осуществление их учета, обеспечение безопасности и сохранности. Отсутствие единой системы государственного учета существенно снижает эффективность предусмотренного статьями 4 и 23 Федерального закона N 54-ФЗ государственного контроля и надзора за состоянием Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев, ограничивая, а порой делая невозможным его осуществление.
Вводимое определение "главная инвентарная книга (книга поступлений) музея" (далее - книга поступлений) не решает вопрос о легитимности этой книги как документа государственного учета, обеспечения сохранности и защиты содержащейся в ней информации от подделок и утрат.
При том, что проект не устанавливает, для чего и в каких случаях используется уникальный идентификационный номер музейного предмета, неясно, как этот номер формируется и как в связи с существованием собственной книги поступлений в каждом музее обеспечивается его уникальность.
Предложение признать датой, с которой музейный предмет считается включенным в состав Музейного фонда, дату внесения записи в книгу поступлений заведомо ставит изменение статуса культурной ценности в зависимость от человеческого фактора, поскольку эта дата не связана ни с каким нормативным актом, решением уполномоченного органа или иным юридически значимым документом.
Необходимо также отметить, что при изменении основного принципа учета музейных предметов, проектом не определены лица, ответственные за исполнение функции государственного учета музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда, не установлена их ответственность за неисполнение или некачественное исполнение данной функции.
Таким образом, предлагаемая проектом система учета Музейного фонда не в полной мере обеспечивает полноту, достоверность и защищенность информации о музейных предметах, необходимые как для правовой защиты музейных предметов и музейных коллекций, так и для обеспечения эффективности деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере культуры, осуществляющего также государственный контроль в этой отрасли.
Пояснительная записка называет основной причиной пересмотра существующего порядка несостоятельность Государственного каталога как основного инструмента включения музейных предметов в состав Музейного фонда. Комитет не может признать этот довод убедительным и аргументированным. За время, прошедшее с принятия Федерального закона N 54-ФЗ из федерального бюджета регулярно выделялись средства на его разработку и ведение. По имеющимся сведениям за последние годы Минкультуры была проведена большая работа по совершенствованию деятельности Государственного каталога и в настоящее время объем доступа к нему организаций для внесения сведений о музейных предметах ограничивается преимущественно субъективными обстоятельствами.
В отношении Государственного каталога в целом следует признать, что проект закрепляет наследование им одного из основных противоречий существующей редакции - смешение служебных функций, предусматривающих ограниченный доступ к информации, с задачами популяризации музейных предметов.
Вызывают сомнения предлагаемые частью 5 статьи 1 проекта изменения в части признания "эквивалентного обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции" основанием для исключения музейных предметов из состава Музейного фонда. По нашему мнению факт передачи музейных предметов от одного музея другому не приводит к утрате их характеристик, свойств и качеств, на основании которых они были включены в его состав, а вывозу с территории Российской Федерации музейные предметы, включенные в состав Музейного фонда, не подлежат.
Вместе с тем, устанавливая причины исключения музейного предмета, проект не определяет дату, с которой этот предмет считается исключенным из состава Музейного фонда.
Помимо вышесказанного, в связи со значимостью экспертизы для формирования состава Музейного фонда введенное частью 1 статьи 1 проекта определение "экспертиза музейных предметов и музейных коллекций" нуждается в уточнении в части лиц, уполномоченных проводить такую экспертизу, ее целей и перечня случаев, в которых она проводится. По тем же причинам представляется необходимым дать определение упомянутой в части 5 статьи 1 экспертной фондово-закупочной комиссии, установить цели ее создания, основные полномочия и принципы формирования.
Также нуждается в уточнении содержание целого ряда понятий: "музейный фонд", "собрание музея", "основной фонд", "научно-вспомогательный фонд", "сырьевой фонд", "экспериментальный фонд" (часть 4 статьи 1) - в части их соотнесения с Музейным фондом и друг с другом, "главная инвентарная книга (книга поступлений)" - в части соотнесения ее с фондами музея (основным, научно-вспомогательным и другими) и "книгами научного инвентаря" (часть 10 статьи 1).
В целом, предлагаемое проектом снижение уровня государственного учета Музейного фонда с Минкультуры России до уровня каждого музея, несмотря на быстроту достижения искомого результата (включение в состав Музейного фонда), требует доработки в части предупреждения вероятных в долгосрочной перспективе негативных последствий такого законодательного решения, а также детального уточнения некоторых определений и процедур.
С учетом изложенного полагаем, что текст данного проекта может быть откорректирован в соответствии с перечисленными выше замечаниями при подготовке его ко второму чтению.
Комитет по культуре предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 692856-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.