Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 778347-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию",
внесенный депутатами Государственной Думы Р.Д. Курбановым, В.С. Вшивцевым, И.И. Гильмутдиновым, В.Ю. Максимовым, В.И. Лысаковым, Р.С. Ильясовым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 778347-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", внесенный депутатами Государственной Думы Р.Д. Курбановым, В.С. Вшивцевым, И.И. Гильмутдиновым, В.Ю. Максимовым, В.И. Лысаковым, Р.С. Ильясовым.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается внести изменение в часть третью статьи 11 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", - в виде изложения указанной части в новой редакции, согласно которой каждому гражданину Российской Федерации в период действия ранее выданного ему паспорта, удостоверяющего его личность за пределами территории Российской Федерации и предназначенного для выезда из нашей страны и возвращения в Российскую Федерацию (т.е., заграничного паспорта), будет предоставлена возможность получить второй заграничный паспорт со сроком действия в 10 лет (для загранпаспортов, содержащих электронный носитель информации), или в 5 лет (для т.н. "обычных" загранпаспортов), при условии, что соответствующий срок действия такого второго заграничного паспорта будет исчисляться с даты его оформления уполномоченным государственным органом.
Как известно, существующая редакция указанной части третьей статьи 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", допускает возможность выдачи гражданину нашей страны второго заграничного паспорта только в случае, если его деятельность связана с регулярными (не реже чем один раз в течение месяца) выездами за пределы территории Российской Федерации, и при условии, что данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта. Причём, выдача в указанных случаях второго заграничного паспорта допускается только на основании ходатайства организации, направляющей указанного гражданина за пределы территории Российской Федерации, а срок действия такого второго загранпаспорта должен быть ограничен датой окончания срока действия ранее выданного указанному гражданину (т.е., его первого) заграничного паспорта.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и не содержит разночтений с законодательными и иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, а также согласуется с международными договорами нашей страны.
При этом Комитет оценивает представленный законопроект в качестве мотивированного и достаточно актуального и в данной связи обращает внимание на то, что в пояснительной записке к законопроекту содержится вполне аргументированное обоснование предлагаемой законодательной новации, - в том числе в целях устранения часто возникающих в сегодняшних условиях временных "накладок" и нестыковок. (К таковым "накладкам" и нестыковкам можно отнести и случаи, когда срок действия заграничного паспорта гражданина Российской Федерации ещё не истёк, однако, с одной стороны, использование данного - еще действительного - паспорта для посещения определенного иностранного государства уже невозможно, (поскольку многими странами оформление виз для въезда на их территории допускается не позднее, чем за несколько месяцев до окончания срока действия соответствующих паспортов иностранных граждан), а с другой стороны, выдача указанному гражданину Российской Федерации второго заграничного паспорта до прекращения срока действия его первого загранпаспорта, как правило, не допускается, (а если иногда и является допустимой, то в настоящее время также ограничивается - сроком действия ранее выданного загранпаспорта).
Таким образом, представленный законопроект направлен на установление более выверенных условий реализации для граждан Российской Федерации закрепленного в статье 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации права каждого лица на свободный выезд за пределы нашей страны и права граждан России на беспрепятственно возвращение в Российскую Федерацию, - а, значит, данная законодательная инициатива заслуживает поддержки.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 778347-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", внесенный депутатами Государственной Думы Р.Д. Курбановым, В.С. Вшивцевым, И.И. Гильмутдиновым, В.Ю. Максимовым, В.И. Лысаковым, Р.С. Ильясовым.
Настоящее Заключение утверждено Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "8" июня 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.