Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 848260-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части уточнения порядка обеспечения особого режима в закрытых административно-территориальных образованиях и заключения сделок в отношении имущества, находящегося на территории закрытых административно-территориальных образований),
внесенный Правительством Российской федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 848260-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в положения Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1), предусматривающие, что порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО) устанавливается Правительством Российской Федерации отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО.
В настоящее время в целях обеспечения особого режима безопасного функционирования ЗАТО Правительство Российской Федерации приняло ряд Постановлений:
от 11 июня 1996 г. N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно - территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
от 26 июня 1998 г. N 655 "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации";
от 29 июня 2011 г. N 519 "Об обеспечении особого режима в закрытом административно - территориальном образовании, на территории которого расположены объекты космической инфраструктуры".
Необходимость установления разных порядков обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в ЗАТО, связано с тем, что организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО находятся в ведении разных федеральных органов исполнительной власти (Министерства обороны Российской Федерации, Росатома и Роскосмоса). Характер, особенности и виды деятельности указанных организаций и (или) объектов также существенно различаются.
Нормами законопроекта в целях устранения правовой неопределенности в регулировании данных вопросов предлагается внести соответствующие изменения в базовый Закон N 3297-1, определяющий правовой режим ЗАТО, допускающие возможность установления нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации разных порядков обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в ЗАТО отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные организации и (или) объекты.
Нормами законопроекта предусматривается внести изменения в часть 2.1 статьи 4 Закона N 3297-1, согласно которым органы местного самоуправления ЗАТО должны будут согласовывать планы и программы комплексного социально-экономического развития ЗАТО, генеральный план, подготовленные на основе генерального плана ЗАТО, проекты планировки территории, резервирование земель в границах ЗАТО для муниципальных нужд не только с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, но и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильного развития ЗАТО (Министерством экономического развития Российской Федерации). Полагаем, что в целях более четкого и единообразного правового регулирования процесса указанного согласования данных вопросов с указанными федеральными органами исполнительной власти соответствующий порядок такого согласования для органов местного самоуправления ЗАТО должен быть определен Правительством Российской Федерации, поэтому соответствующее требование необходимо включить в нормы законопроекта.
Согласно статье 8 Закона N 3297-1 сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, либо иные сделки с таким имуществом могут совершаться только гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО, гражданами Российской Федерации, работающими на данной территории на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организациями, по роду деятельности которых создано ЗАТО, и юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на территории ЗАТО. Иные лица могут участвовать в совершении сделок по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.
В то же время в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не установлен порядок и срок, в течение которого органы местного самоуправления ЗАТО должны принять соответствующее решение, а также порядок и срок, в течение которого федеральный орган исполнительной власти в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО должен согласовать указанное решение.
В связи с этим нормами законопроекта предлагается установить, что согласование данных решений осуществляется указанным федеральным органом исполнительной власти, в течение восемнадцати календарных дней со дня поступления соответствующего обращения органа местного самоуправления. Данный срок может быть продлен упомянутым федеральным органом исполнительной власти, но не более чем на восемнадцать календарных дней. Порядок согласования данных решений органов местного самоуправления, основания продления срока согласования будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильного развития ЗАТО.
В то же время в законопроекте не установлен порядок и срок, в течение которого органы местного самоуправления ЗАТО должны принять решение об участии иных лиц в совершении сделок, в отношении имущества, находящегося на территории ЗАТО, а также основания для принятия решения об отказе в заключении указанной сделки. Полагаем, что данные вопросы необходимо также регламентировать в законопроекте.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении c учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.