Заключение Счетной палаты РФ от 22 октября 2015 г. N ЗСП-215/03-01
на проект федерального закона N 887059-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части налогообложения операций с клиринговыми сертификатами участия)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 887059-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 12 октября 2015 г. N 257).
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций в связи с введением нового финансового инструмента - клирингового сертификата участия; уточнить формулировки, связанные с применением льготных ставок налогообложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций в соответствии с международными договорами, а также порядок раскрытия информации эмитентом о параметрах, которые необходимы для расчета налога налоговыми агентами.
В соответствии со статьей 214.6 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта перечень видов информации, передаваемой налоговому агенту, осуществляющему выплаты иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, дополнен сведениями о государстве постоянного местопребывания физических лиц.
Вместе с тем понятие "постоянное местопребывание физических лиц" законопроектом не определено. В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации данный термин не применяется.
В части налога на прибыль организаций законопроектом предлагается пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации дополнить подпунктом 13.1, статью 270 Налогового кодекса дополнить пунктом 11.1, тогда как указанные статьи уже содержат такие пункты и подпункты (внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Также законопроектом вносятся изменения в пункт 3 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации в части особенностей определения расходов банков, страховых организаций, организации, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития", негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций, которые устанавливаются с учетом положений статей 280, 291, 292, 294, 296, 297.2, 297.3, 299 - 299.2, 300 - 304 и 307 - 310 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем статьи 299.1 и 301 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат положений о расходах.
Из содержания абзаца пятого подпункта 1 пункта 7 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта не представляется возможным определить требование, которое предъявляется к доверительному управляющему, поскольку предложение не закончено.
Законопроектом вносятся изменения в пункт 10 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налог с доходов, указанных в абзацах четвертом - шестом подпункта 3 пункта 7 указанной статьи, исчисляется и удерживается налоговым агентом в соответствии со статьями 214.6 и 310.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в данных абзацах указаны виды счетов депо, на которых депозитарием учитываются права по акциям, выпущенным российской организацией, а не виды доходов.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 8 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации положениями, согласно которым не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг погашение клиринговых сертификатов участия при получении от клиринговой организации соответствующих таким сертификатам ценных бумаг и иного имущества, внесенного в имущественный пул клиринговой организации, а также передача клиринговой организации ценных бумаг в счет выпускаемых такой клиринговой организацией клиринговых сертификатов участия.
С учетом того, что статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами - депозитарными расписками, предлагаемое законопроектом изменение не относится к предмету правового регулирования указанной статьи.
Законопроект в пункте 6.1 статьи 282 Налогового кодекса Российской Федерации делает ссылку на пункт 1.1 указанной статьи, который в действующей редакции Налоговой кодекса Российской Федерации отсутствует.
Также законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 299.1 Налогового кодекса Российской Федерации подпунктом 4, согласно которому при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются денежные средства и иное имущество, которые получены клиринговой организацией в качестве взноса в имущественный пул в оплату клиринговых сертификатов участия, выпущенных такой клиринговой организацией в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности". Вместе с тем указанным Федеральным законом получение клиринговой организацией денежных средств и иного имущества в оплату клиринговых сертификатов участия не предусмотрено.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации считает, что текст законопроекта требует серьезной переработки, в связи с чем целесообразно изменить его текст с учетом высказанных замечаний до его рассмотрения в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.