Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 26 октября 2015 г. N 3.5-03/1804
на Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"
(проект N 898557-6)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 октября 2015 года, комитет отмечает следующее.
Федеральный закон обеспечивает необходимые условия для рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", а также определяет особенности использования в 2016 году остатков средств федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Непростые экономические условия, в которых формируются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, определяют необходимость одновременного рассмотрения проектов соответствующих бюджетов и предлагаемых изменений в налоговое законодательство, формирующее их доходы.
В этой связи Федеральным законом в очередной раз приостанавливается действие норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, предусматривающие изменение законодательства о налогах и сборах и (или) приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны быть приняты до внесения в законодательный (представительный) орган власти проекта (решения) о бюджете.
Таким образом, необходимые изменения в налоговое законодательство могут рассматриваться законодательными (представительными) органами власти параллельно с проектом (решением) о бюджете на 2016 год, не нарушая бюджетного законодательства.
Также пролонгируется норма об использовании в 2016 году доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
В целях мобилизации финансовых источников федерального бюджета для финансирования его расходов в 2016 году Федеральным законом устанавливаются направления использования остатков средств федерального бюджета, которые могут образоваться на 1 января 2016 года (за исключением остатков, связанных с дополнительными нефтегазовыми доходами, Инвестиционным, Федеральным дорожным фондами, а также направляемых на покрытие временных кассовых разрывов и на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов).
Так увеличению сверх объемов, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год", за счет вышеуказанных остатков, подлежат:
бюджетные ассигнования, зарезервированные на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан, поддержке бюджетов субъектов Российской Федерации и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств в объеме до 150,0 млрд. рублей;
бюджетные ассигнования, зарезервированные на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства и правоохранительной деятельности в объеме, не превышающем сумму нераспределенного остатка бюджетных ассигнований на указанные цели в 2015 году;
бюджетные ассигнования на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и предоставление которых осуществлялось в 2015 году, в пределах остатков бюджетных средств по указанным обязательствам.
Федеральным законом вносятся изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность автономных и бюджетных учреждений.
Согласно вносимым изменениям предоставляется возможность через принятие федеральных и региональных законов, а также муниципальных правовых актов, возвращать в соответствующий бюджет остатки субсидий, находящиеся на счетах автономных и бюджетных учреждений, в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
В связи с этим Федеральным законом предусматривается направление в 2016 году остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям, и образовавшихся в связи с недостижением показателей, установленных государственным заданием, а также остатков субсидий на иные цели, в отношении которых наличие потребности на те же цели в 2016 году не подтверждено, на увеличение объема бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан, поддержке бюджетов субъектов Российской Федерации и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств.
Решения об использовании возвращенных в федеральный бюджет субсидий будут приниматься Правительством Российской Федерации с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
По информации Счетной палаты Российской Федерации на счетах бюджетных и автономных учреждений на счетах в Федеральном казначействе:
остатки средств по субсидиям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по состоянию на 1 января 2013 года составили 17,4 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 29,8 млрд. рублей, на 1 января 2015 года - 36,1 млрд. рублей, на 1 июля 2015 года - 116,0 млрд. рублей;
по субсидиям на иные цели по состоянию на 1 января 2013 года составили 19,7 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 32,7 млрд. рублей, на 1 января 2015 года - 65,0 млрд. рублей, на 1 июля 2015 года - 112,0 млрд. рублей.
Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на то, что в случае возвращения в федеральный бюджет субсидий, ранее предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям по вышеуказанным основаниям, данные средства в первую очередь необходимо направлять на поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону в 2016 году не допускается расторжение договоров (соглашений) по инициативе получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета), подлежащие оплате в 2017 году, в связи с недоведением ему лимитов бюджетных обязательств на указанный год.
В связи с введением в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торгового сбора, приводится в соответствие терминология Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
Председатель комитета |
C.H. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.