Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 27 октября 2015 г. N 3.1-05/3507
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 10 и 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 20 октября 2015 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 10 и 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, В.А. Васильевым, В.В. Жириновским, С.М. Мироновым 11 июня 2015 года и был принят Государственной Думой 15 сентября 2015 года в первом чтении, 16 октября 2015 года во втором чтении и 20 октября 2015 года в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совмещение дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которым предлагается определить третье воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. При этом если в год проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления выборы депутатов Государственной Думы не проводятся, то единым днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будет являться второе воскресенье сентября.
В этих целях вносятся изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Принимая во внимание совмещение дня голосования на очередных выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при рассмотрении проекта Федерального закона в своем отзыве указал, что толкование Конституционным Судом Российской Федерации положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации позволит исключить принятие законоположений или их дальнейшее применение и истолкование в значении, противоречащем конституционным нормам.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с законодательной инициативой о переносе даты выборов Государственной Думы седьмого созыва обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании вышеуказанных конституционных положений. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2015 года N 18-П конституционные положения не исключают возможности однократного изменения федеральным законом даты очередных выборов, ведущего к сокращению реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва, при условии, что такое сокращение осуществляется в конституционно значимых целях, заблаговременно, не влечет за собой отступления от разумной периодичности проведения очередных выборов Государственной Думы и непрерывности ее деятельности и является минимально незначительным. Конституционная целесообразность сокращения фактического срока полномочий Государственной Думы текущего созыва может быть, в частности, обусловлена переносом даты очередных выборов Государственной Думы следующего созыва на единый день голосования, предусмотренный федеральным законом для проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, что, как показывает накопленный опыт проведения совмещенных выборов, приводит к заметным позитивным результатам, выражающимся в упорядочении электоральных циклов, экономии бюджетных средств, повышении явки избирателей и т.д.
В ходе работы над проектом Федерального закона в его текст были внесены поправки, в соответствии с которыми изменена первоначальная редакция проекта Федерального закона.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предлагает одобрить Федеральный закон.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 10 и 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.