Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1006213-6 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О наименованиях географических объектов"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выявляют мнение населения по предложениям о присвоении наименований географическим объектам (за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, географических объектов в пределах внутренних вод, географических объектов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики) или о переименовании таких географических объектов в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Анализ актов законодательства 66 субъектов Российской Федерации выявил существенное различие в подходах к урегулированию данного вопроса на региональном уровне. В 21 субъекте Российской Федерации (Краснодарский, Хабаровский края, Амурская, Калининградская, Смоленская, Тверская, Тульская, Белгородская, Челябинская области, Республика Мордовия, Республика Крым и др.) мнение населения о присвоении наименований или переименовании географических объектов выявляется посредством проведения опроса граждан. В ряде субъектов Российской Федерации (Воронежская, Кировская, Томская области, Карачаево-Черкесская Республика, Пермский край) одновременно допускается выявление такого мнения в различных формах: опрос граждан, собрание граждан, публичные слушания, а также через представительный орган муниципального образования, на территории которого расположен географический объект.
Вместе с тем 14 субъектов Российской Федерации (Владимирская, Курская, Ярославская, Архангельская, Ленинградская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский АО и др.) реализуя статью 9 Федерального закона N 152-ФЗ установили единственный способ выявления мнения населения - посредством решения представительного органа муниципального образования, на котором расположен географический объект.
Указанный способ влечет за собой существенные риски социальной напряженности при решении на соответствующей территории вопроса присвоения наименования или переименования географическому объекту, который носит основополагающий, сущностный характер для местного населения.
Гарант Конституции Российской Федерации - Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно рекомендовал использовать формы непосредственной демократии (референдум, опрос граждан) при решении таких важнейших вопросов.
7 февраля 2011 года, комментируя идею переименования города Киров в город Вятка, В.В. Путин рекомендовал деидеологизировать вопросы переименования географических объектов и спрашивать население. 6 июня 2014 года, отвечая ветерану Великой Отечественной войны во французском городе Давиле, В.В. Путин отметил, что Волгограду можно вернуть имя Сталинград, проведя референдум по данному вопросу и т.д.
По вопросу выявления мнения населения, представляется целесообразным также учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации. В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 марта 2008 года N 214-О-П и Постановлении от 18 мая 2011 года N 9-П, указание федерального законодателя на использование при решении вопросов, касающихся жизненно важных интересов местного сообщества, форм представительной демократии (путем выражения мнения населения через представительный орган муниципального образования) не исключает необходимость - с учетом вытекающего из конституционных принципов народовластия (преамбула; статья 1, часть 1; статья 3 Конституции Российской Федерации) требования согласованного функционирования институтов представительной и непосредственной демократии - правового гарантирования населению, как первичному субъекту местного самоуправления, возможности выразить свою позицию.
Учитывая вышеизложенное, проектом федерального закона предлагается уточнить положения статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ, закрепив необходимость выявления мнения населения по поступившим в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложениям о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов посредством проведения опроса граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О наименованиях географических объектов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О наименованиях географических объектов"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.