Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1007002-6 "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в целях установления нормы о перераспределении налога на прибыль организаций.
В настоящее время согласно статье 284 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено данной статьей. При этом по основному правилу распределение данного налога по уровням бюджетной системы установлено следующее:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Исключение составляют:
налог на прибыль ограниченного перечня организаций, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации, который полностью зачисляется в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов.
Данные исключения закреплены пунктом 6 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается изменить пропорции зачисления налога на прибыль организаций и установить, что сумма налога исчисленная по налоговой ставке в размере 1 процента, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 19 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исключением вышеуказанных случаев, определенных пунктом 6 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации позволят субъектам Российской Федерации на перспективу стимулировать инвестиционную деятельность на соответствующих территориях с целью увеличения поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций, что также повлечет увеличение сборов по налогу на доходы физических лиц. Субъекты Российской Федерации напрямую будут заинтересованы в увеличении налогооблагаемой базы на своих территориях, что в свою очередь положительно скажется на увеличении темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и процессе диверсификации экономики как в субъектах Российской Федерации, так и в России в целом.
Ранее уже рассматривались подобные законопроекты, в соответствии с которыми предлагалось зачислять налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме. Однако в Заключении Правительства Российской Федерации было указано, что подобный подход приведет к увеличению разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 6,3 раза, а также нарушению сбалансированности бюджетной системы в целом.
Предлагаемый в настоящем законопроекте подход к перераспределению налога на прибыль позволит, с одной стороны, сохранить сбалансированность бюджетной системы, а с другой стороны увеличить доходы региональных бюджетов от налоговых поступлений.
В связи со сложной экономической ситуацией в Российской Федерации наблюдается тенденция к сокращению доходной части и резкому росту дефицитов региональных бюджетов.
Так, например, в Тюменской области в 2015 году планировался дефицит бюджета на 2016 год в размере 4,7 млрд. рублей. Однако при формировании областного бюджета на 2016 год дефицит увеличился до 25 млрд. рублей, то есть более чем в 5 раз.
Также кризисный бюджет ждет в 2016 году Ямало-Ненецкий автономный округ, где дефицит составит 16,3 млрд. рублей, хотя еще год назад при планировании трехлетнего бюджета ожидали, что дефицита у округа не будет. Почти в три раза увеличился дефицит бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (25 млрд. рублей - в 2016 году, 15,5 млрд. рублей - в 2015 году).
Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. Так, дефицит бюджета в Челябинской области составляет более 8 млрд. рублей, в республике Башкортостан - 10 млрд. рублей, в Красноярском крае - более 12 млрд. рублей, в Свердловской области - более 14 млрд. рублей.
Кроме того, в 2016 году продолжится налоговый маневр, в результате которого возрастет налоговая нагрузка на нефтяные компании. По информации ряда нефтеперерабатывающих компаний, в 2015 году было зафиксировано снижение переработки нефти, а по данным Минэнерго РФ из-за падения цены на нефть прибыли переработчиков сократились с 56 до 10 долларов на тонну, а из-за налогового маневра - до двух долларов на тонну. Увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании, снижение объемов переработки нефти, а также снижение прибыли нефтеперерабатывающих компаний, повлекут, соответственно снижение прибыли нефтяных компаний. В свою очередь снижение прибыли нефтяных компаний негативно отразится на формировании доходной части региональных бюджетов, поскольку сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
По информации органов власти ряда субъектов Российской Федерации снижение поступления доходов от налога на прибыль в результате налогового маневра составляет от 170 млн. до 14 млрд. рублей. В тоже время увеличение поступления налога на прибыль в регионы на 1% привлечет дополнительно от 850 млн. до 2,5 млрд. рублей.
Таким образом, перераспределение налога на прибыль позволит увеличить доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, что повлечет сокращение дефицита региональных бюджетов, и, соответственно, сокращение межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ из бюджета Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов за счет средств федерального бюджета.
Принятие указанного Федерального закона повлечет изменение размера налоговых доходов федерального бюджета в сторону уменьшения данных доходов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Сумма налога на прибыль организаций, подлежащего к зачислению в федеральный бюджет в 2014 году по ставке 1%, оценивается в размере 112 млрд. рублей.
Вместе с тем в связи с зачислением налога, исчисленного по налоговой ставке в размере 19 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации, расходы из федерального бюджета также уменьшатся в части установления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.