Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2016 год в части поступления доходов и определения расходов на обязательное социальное страхование сформирован в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования, а также проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
Указанным законопроектом предусматривается, что в 2016 году размеры социальных выплат, пособий и компенсаций, в том числе выплат и пособий по обязательному социальному страхованию, установленных законодательством Российской Федерации, не индексируются.
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2016 год были использованы следующие прогнозные показатели:
фонд заработной платы: 2014 год - 17 737,0 млрд. рублей, на 2015 год - 18 599,0 млрд. рублей, на 2016 год - 19 903,0 млрд. рублей;
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: 2014 год - 32 495 рублей, на 2015 год - 34 352 рублей, на 2016 год - 36 838 рублей;
индекс потребительских цен на 2016 год - 106,4 %.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год
млн. руб. | |||
Показатели |
2015 г. (ФЗ N 322-ФЗ) |
2015 г. (ожидаемое исполнение) |
2016 г. |
Доходы |
519 481,1 |
525 107,4 |
614 493,5 |
Расходы |
602 687,3 |
612 031,0 |
647 978,5 |
Профицит (+) / дефицит (-) |
- 83 206,1 |
- 86 923,6 |
- 33 484,9 |
В 2016 году в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит бюджета Фонда в сумме 45 501,6 млн. рублей. Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в 2016 году частью 2 статьи 3 законопроекта предусматривается в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета привлечение остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 1 января 2016 года в сумме 45 501,6 млн. рублей.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом в сумме 12 016,6 млн. рублей.
В 2016 году бюджету Фонда не предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По аналогии с 2015 годом частью 3 статьи 3 законопроекта устанавливается, что в 2016 году на указанные цели направляются остатки средств бюджета Фонда на начало 2016 года по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объеме 14 000,0 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда
При формировании бюджета Фонда на 2016 год учитывались следующие основные источники доходов:
млн. руб. | |
Наименование |
Сумма |
Всего |
614 493,5 |
в том числе: |
|
доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включая пени и штрафы |
471 121,3 |
доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы |
97 768,5 |
доходы от размещения временно свободных средств Фонда |
5 291,2 |
межбюджетные трансферты, передаваемые из федерального бюджета бюджету Фонда на исполнение отдельных федеральных полномочий |
20 865,1 |
межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
18 754,0 |
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на период 2016 год учитывались следующие параметры:
база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год 718 000 рублей;
доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы, - в размере 83,72%;
доля застрахованного фонда заработной платы иностранных граждан, работающих в Российской Федерации - в размере 100,0%;
пониженные тарифы страховых взносов, установленные для 14 категорий плательщиков страховых взносов, из них для 7 категорий применяется тариф в размере 0,0%;
коэффициент полноты сбора страховых взносов на уровне 0,999.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,5 процента к начисленной по всем основаниям оплате труда. Коэффициент полноты сбора страховых взносов принят на уровне 0,98.
В проекте бюджета Фонда на 2016 год не установлен объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, которые на 2016 год будут определены после выявления числа граждан, которые не воспользовались правом отказа от набора социальных услуг.
Расходы бюджета Фонда
Расходы бюджета Фонда предусмотрены:
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в сумме 516 892,6 млн. рублей (79,8% от общих расходов);
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - в сумме 91 466,7 млн. рублей (14,1% от общих расходов);
на исполнение отдельных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - в объемах поступлений, предусмотренных на соответствующие цели.
I. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
При определении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособий по временной нетрудоспособности исходя из стажевых периодов (с учетом положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусматривающими изменение с 2016 года продолжительности страхового стажа, учитываемого для определения размера пособия по временной нетрудоспособности по данному виду страхования в процентах от среднего заработка, на 6 месяцев в сторону увеличения):
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц (рублей) |
2016 год | ||
до 5 лет |
60 |
32 332,27 |
от 5 лет до 8 лет |
80 |
43 109,70 |
свыше 8 лет |
100 |
53 887,12 |
предельный размер пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - в размере 53 887,12 рублей.
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2016 год - в сумме 214 016,9 млн. рублей на оплату 309,51 млн. дней, на выплату пособия по беременности и родам - в сумме 117 651,7 млн. рублей на оплату 165,66 млн. дней.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона за счет средств бюджета Фонда осуществляются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, будут определены с учетом их индексации с 1 февраля 2016 года на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году размером индексации выплат, пособий и компенсаций в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Коэффициент индексации составит 1,064.
(рублей) | |
Наименование показателя |
2016 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
15 425,66 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
578,46 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам |
|
минимальные размеры: по уходу за первым ребенком по уходу за вторым и последующими детьми |
2 892,31 5 784,62 |
При определении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались следующие положения и нормы, предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
индексацию с 1 февраля 2016 года минимальных размеров пособий;
предельный размер пособия (исходя из 40,0 процента размера среднего заработка) - в сумме 21 554,85 рублей в месяц:
Расходы фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2016 год в сумме 148 595,0 млн. рублей на оплату 17 798,86 тыс. пособий.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, определены в объеме 552,3 млн. рублей. Размер пособия определен в 2016 году на уровне 2015 года в сумме 5 227 рублей, то есть без индексации.
II. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" бюджетом Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены следующие расходы:
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных;
выплата единовременных страховых выплат;
выплата ежемесячных страховых выплат;
осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
доставка и пересылка страховых выплат.
При прогнозировании расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 3,07 млн. дней, расходы на оплату которых прогнозируются в сумме 2 674,8 млн. рублей.
Статьей 6 законопроекта устанавливается:
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу, в размере 84 964,2 рублей в январе 2016 года, 90 401,9 рублей в феврале - декабре 2016 года (с учетом индексации с 1 февраля 2016 года на коэффициент 1,064);
максимальный размер ежемесячной страховой выплаты сохраняется в январе 2016 года на уровне 2015 года в сумме 65 330,0 рублей, в феврале - декабре 2016 года определен в сумме 69 510,0 рублей (с учетом индексации с 1 февраля 2016 года на коэффициент 1,064).
Расходы на финансовое обеспечение единовременных страховых выплат прогнозируются в 2016 году в сумме 2 547,8 млн. рублей на оплату 16 272 выплат. Указанные расходы определены с учетом части 2 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающей установление единовременных страховых выплат по данному виду страхования лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в сумме 1,0 млн. рублей;
Расходы на ежемесячные страховые выплаты предусмотрены на 2016 год в сумме 54 214,0 млн. рублей на оплату 5,5 млн. выплат.
Расходы на финансирование Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, предусмотрены в 2016 году в сумме 19 970,7 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - в сумме 10 252,9 млн. рублей.
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2016 год в объеме 221,4 млн. рублей.
Кроме того, частью 6 статьи 7 законопроекта предусматривается в 2016 году за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предоставление субсидий юридическим лицам на организацию работы по развитию системы профессиональных квалификаций в рамках целевого мероприятия "Создание условий для улучшения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности" подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" в сумме 500,0 млн. рублей, из них:
Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций - в сумме 300,0 млн. рублей;
автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" на формирование и актуализацию базы данных востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, а также на создание и сопровождение интернет-ресурса по указанным профессиям - в сумме 100,0 млн. рублей;
союзу "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров - в сумме 100,0 млн. рублей.
Следует отметить, что в 2015 году в рамках подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" предусмотрены субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета в сумме 150,0 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
1. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
В соответствии с нормами указанных законов предусмотрены необходимые ассигнования на осуществление следующих выплат гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний:
пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указанным категориям граждан, - в общей сумме 21,83 млн. рублей;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным категориям граждан, - в общей сумме 2 419,9 млн. рублей.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии с нормами указанного закона предусмотрены ассигнования на осуществление выплаты пособия по временной нетрудоспособности гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах сверх установленных законодательством норм, - в сумме 2,1 тыс. рублей.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
В соответствии с нормами указанного закона предусмотрены ассигнования:
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, - в сумме 48,8 млн. рублей;
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, - в сумме 168,7 тыс. рублей.
4. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, предусмотрены бюджету Фонда в сумме 15 365,9 млн. рублей.
5. Расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами
На реализацию указанной нормы предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 3 008,4 млн. рублей.
IV. Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда
На обеспечение текущей деятельности Фонда на 2016 год предусмотрены ассигнования в сумме 23 640,5 млн. рублей, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда.
Замечания и предложения
1. Комитет считает неправомерным установление нормы, в соответствии с которой на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2016 году направляются остатки средств бюджета Фонда на начало 2016 года по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объеме 14 000,0 млн. рублей.
Расходы на компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование являются федеральным обязательством, и должны обеспечиваться исключительно за счет средств федерального бюджета.
2. Комитет обращает внимание на то, что до сих пор законодательно не урегулирован вопрос о возврате бюджету Фонда средств в сумме 30 532,5 млн. рублей, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" были направлены на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств страхового резерва Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как источник внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда,. Использование указанных средств является нецелевым.
Упомянутое решение также противоречит Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
3. Комитет считает необходимым отметить, что предусмотренное частью 6 статьи 7 законопроекта наделение Фонда правом направить средства на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме до 500,0 млн. рублей на предоставление субсидий юридическим лицам на организацию работы по развитию системы профессиональных квалификаций в рамках подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" является нецелевым расходованием средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Несмотря на то, что, разработка и актуализация профессиональных стандартов, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров могут в том числе оказывать положительное влияние на профилактику несчастных случаев на производстве, комитет обращает внимание на то, что такое расходование средств в сложившейся экономической ситуации может рассматриваться только как исключительная ситуация, не предполагающая превращения в устойчивую норму.
С учётом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.