Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24.10.2015 N 263/1 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект федерального закона N 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее соответственно - Фонд, ОМС) рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, представленного Минэкономразвития России 5 октября 2015 года (по базовому варианту).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен исходя из численности граждан по состоянию на 1 апреля 2015 года 146,5 млн. человек, в том числе неработающего населения - 85,1 млн. человек.
Основные показатели бюджета Фонда характеризуются следующими данными:
млрд. рублей | ||||
|
2016 год проект |
|||
отклонение, проект в % |
||||
ДОХОДЫ - всего, |
1 619,7 |
1 706,5 |
1 661,7 |
97,4 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выпадающие доходы |
23,86 |
25,4 |
25,4 |
100,0 |
РАСХОДЫ - всего |
1 662,8 |
1 758,2 |
1 688,5 |
96,0 |
субвенции территориальным фондам ОМС |
1 414,2 |
1 494,0 |
1 458,6 |
97,6 |
высокотехнологичная медицинская помощь, |
82,1 |
99,5 |
96,7 |
97,2 |
родовые сертификаты |
19,03 |
19,03 |
18,8 |
98,8 |
дотация на сбалансированность федерального бюджета |
116,4 |
130,0 |
91,2 |
70,1 |
Дефицит(-) |
43,0 |
51,7 |
26,8 |
51,8 |
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2016 год планируется в сумме 1661,7 млрд. рублей, что на 42 млрд. рублей больше уровня 2015 года. Вместе с тем относительно показателя, утвержденного на 2016 год Федеральным законом от 01.12.2014 N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон N 387-ФЗ), объем доходов запланирован меньше на 44,8 млрд. рублей и составит 97,4% к ранее запланированному уровню.
Доходы в части страховых взносов на ОМС работающего населения на 2016 год рассчитаны исходя из тарифа 5,1%, фонда заработной платы в сумме 19 903 млрд. рублей, коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 1,033 и коэффициента сбора в размере 0,984.
Размер учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения на 2016 год составит 25,4 млрд. рублей, что соответствует объему, ранее предусмотренному Федеральным законом N 387-ФЗ.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан исходя из численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2015 года в количестве 85,1 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). На 2016 год расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля и коэффициентов дифференциации, утвержденных Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Расходы бюджета Фонда в 2016 году составят 1688,5 млрд. рублей и к уровню 2015 года практически не растут (101,5%). При этом объем расходов в 2016 году на 4% меньше ранее предусмотренного Федеральным законом N 387-ФЗ.
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в сумме 1 458,6 млрд. рублей, что составляет только 103,1% к уровню 2015 года. При этом Федеральным законом N 387-ФЗ в 2016 году планировалось направить в территориальные фонды ОМС 1 494,0 млрд. рублей, т.е. на 35,4 млрд. рублей больше.
Общий объем субвенций рассчитан на основе численности застрахованных лиц (146,5 млн. человек), норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС (8438,9 рублей) и других показателей.
Комитет обращает внимание, что норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС, принятый в расчетах на 2016 год (8438,9 рублей), составляет 102,1% к уровню подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС на 2015 год (8260,7 рублей) и 96,7% к уровню подушевого норматива на 2016 год (8727,2 рублей), установленному в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273.
За счет субвенций обеспечивается покрытие расходов базовой программы ОМС, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи (установлена частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), а также оплата высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС.
В 2016 году предусмотрено дальнейшее расширение перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых в рамках базовой программы ОМС. Дополнительно включено 54 метода высокотехнологичной медицинской помощи, которые будут финансироваться за счет субвенций Фонда.
Из бюджета Фонда предусмотрены трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, предоставляемой федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России и ФАНО России, в объеме 15 млрд. рублей.
Комитет неоднократно обращал внимание на то, что изменение механизма финансового обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений в 2014-2015 годах привело к финансовой неопределенности по их участию в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования и недостаточности средств на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
В связи с этим Комитет считает важным установление с 2016 года в бюджете Фонда отдельных целевых статей, через которые будет осуществляться финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется выделить 96,7 млрд. рублей, в том числе:
- 90,7 млрд. рублей - для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
- 6 млрд. рублей - на софинансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.
Предлагается продлить в 2016 году осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам и предусмотреть на эти цели 3,2 млрд. рублей (на уровне 2015 года). При этом существенно расширяются условия предоставления указанных выплат в соответствии с проектом федерального закона N 911769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитет предлагал проработать вопрос о повышении эффективности бюджетных ассигнований, предназначенных для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, отмечая, что в 2014 году на эти цели было использовано только 56,8% от предусмотренного объема (1 664,5 млн. рублей из 2 932,5 млн. рублей).
Комитет поддерживает расширение условий предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам и считает, что это позволит повысить эффективность использования целевых средств и поддержать положительную тенденцию закрепления медицинских кадров в сельской местности.
В 2016 году планируется перечислить 18,8 млрд. рублей бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
В бюджете Фонда на 2016 год отдельной строкой учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в размере 2,5 млрд. рублей.
В составе бюджета Фонда сформирован нормированный страховой запас на 2016 год в объеме 1,78 млрд. рублей, который предлагается использовать на увеличение субвенций в целях учета изменения численности застрахованных граждан по состоянию на 1 января текущего финансового года и на исполнение расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для их финансового обеспечения.
Комитет считает важным установление с 2016 года в бюджете Фонда отдельных целевых статей, через которые будут осуществляться расходы, которые ранее финансировались за счет нормированного страхового запаса. Это повысит прозрачность и позволит усилить контроль за их использованием.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 725,3 млн. рублей, что соответствует размеру средств, утвержденному на 2016 год на указанные цели Федеральным законом N 387-ФЗ.
В 2016 году формируется дефицит бюджета Фонда в сумме 26,8 млрд. рублей, который предполагается покрывать за счет привлечения переходящих остатков средств по состоянию на 1 января очередного финансового года.
С учетом определения параметров бюджета Фонда на основе новой методики исчисления среднемесячной заработной платы предусматривается передача из бюджета Фонда в федеральный бюджет дотации на сбалансированность федерального бюджета в размере 91,2 млрд. рублей после выполнения Фондом текущих обязательств.
В связи с этим Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующее.
В 2016 году за счет средств ОМС будет финансироваться уже 59,2% государственных расходов на здравоохранение. В условиях базового варианта прогноза темп роста доходов бюджета Фонда в 2016 году составит лишь 102,3% к уровню 2015 года. Сохраняется риск того, что дефицит бюджета Фонда не удастся компенсировать за счет внутренних источников.
В 2016 году предусмотрено увеличение субвенций территориальным фондам ОМС на 3,1% к уровню 2015 года, что не в полной мере отвечает потребности в финансовом обеспечении медицинской помощи.
Согласно предварительным итогам социально-экономического развития Российской Федерации за январь - август 2015 года в сентябре 2015 года потребительские цены были на 15,7% выше, чем годом ранее, во втором полугодии 2015 года возобновилась сильная девальвация рубля.
Субвенция является единственным источником финансирования территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС и должна учитывать и обеспечивать наряду с оплатой труда медицинских работников, затраты по приобретению лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария и других расходов на текущее содержание медицинских организаций с учетом роста цен и тарифов.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по охране здоровья возражает против передачи средств бюджета Фонда в форме дотации на сбалансированность федеральному бюджету в размере 91,2 млрд. рублей в 2016 году. Это не соответствует целевому характеру средств обязательного медицинского страхования, ведет к снижению качества и доступности медицинской помощи, тормозит поступательное развитие здравоохранения в регионах.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным поддержать принятие проекта федерального закона N 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" в первом чтении только с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета 30 октября 2015 года (протокол N 94).
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.