Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 911757-6 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год" разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и основывается на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Особенностью формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - бюджета Фонда) является приостановление и пролонгация отдельных норм действующего законодательства, предусмотренных проектами федеральных законов, внесенными на рассмотрение в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета.
Основные показатели бюджета Фонда на 2016 год представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей) | |||
Показатели |
Утверждено Законом о бюджете Фонда (в ред. Закона от 20.04.15 г. N 96-ФЗ) на 2015 год |
Проект на 2016 год |
2016 г. в % к 2015 г. |
ДОХОДЫ |
7146,8 |
7528,8 |
105,3 |
в том числе: по распределительной составляющей |
7007,3 |
7421,6 |
105,9 |
Из общего объема доходов: средства федерального бюджета: |
3004,0 |
3184,8 |
106,0 |
из них: на обязательное пенсионное страхование |
689,9 |
810,5 |
117,5 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
342,9 |
392,0 |
114,3 |
- на выплату пенсий, пособий и др.социальных выплат за счет федерального бюджета |
1971,2 |
1982,3 |
106,0 |
средства бюджетов субъектов РФ |
3,9 |
3,0 |
76,9 |
РАСХОДЫ |
7769,8 |
7 703,9 |
99,2 |
в том числе: по распределительной составляющей |
7228,4 |
7421,6 |
102,7 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
541,4 |
282,3 |
52,1 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-622,98 |
-175,1 |
|
в том числе: по распределительной составляющей |
-221,1 |
0,0 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
-401,86* |
-175,1* |
- |
Источники покрытия дефицита по распределительной составляющей - остаток средств бюджета Фонда на начало года |
221,1 |
0,0 |
- |
* - Дефицит в накопительной составляющей бюджета Фонда в 2016 году связан с передачей средств пенсионных накоплений 2013-2014 годов в НПФ и обеспечивается за счет остатков средств пенсионных накоплений на 01.01.2016 года.
При формировании бюджета Фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) на 2016 год учтены в условиях действующего законодательства исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, применения для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, пониженных тарифов страховых взносов с учетом установленных сроков их действия, а также пониженных тарифов страховых взносов в размере 6% для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Поступления от плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения в 2016 году определяются как страховые взносы в фиксированном размере, исходя из минимального размера оплаты труда (с 01.01.2016 года МРОТ - 6204 рубля) и тарифа 26%, что составляет 19 356,48 рублей, а также 1 процента с суммы дохода свыше 300 тыс.рублей с установлением верхней границы платежа, рассчитанного из 8 МРОТ.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 год - 36 838 рублей. С учетом применения повышающего коэффициента 1,8 предельная величина составит в 2016 году 796 тыс. рублей.
В проекте бюджета Фонда предусмотрено, что страховые взносы на ОПС в 2016 году в полном объеме направляются в распределительную составляющую системы (проект федерального закона N 911765-6). Данные средства в объеме 342,2 млрд. рублей учтены в доходах бюджета Фонда по распределительной составляющей, и соответственно, уменьшен общий объем трансферта из федерального бюджета бюджету Фонда.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС прогнозируется в 2016 году в сумме 4 232,7 млрд. рублей.
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета соответствует объемам средств, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2016 год, и составляет 3 184,8 млрд. рублей (в 2015 году общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд. рублей). В объеме межбюджетных трансфертов учтены необходимые для реализации пенсионного законодательства, других законодательных актов и Указов Президента Российской Федерации средства, с учетом приостановления действия отдельных норм действующего законодательства.
В бюджете Фонда на 2016 год, как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. рублей на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения численности получателей пенсий за 2016 год на 545,6 тыс. человек (на начало 2017 года 43,23 млн. человек).
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2016 год по распределительной составляющей составляет 7 421,6 млрд. рублей, из них расходы на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан -6 539,1 млрд. рублей (или 88,1%), расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 419,4 млрд. рублей (или 5,6%), на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 44,3 млрд. рублей (или 0,6%).
При формировании расходов на выплату страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению учитывалось приостановление до 1 января 2017 года действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части индексации социальных пенсий, страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также неиндексация страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу (или) иную деятельность, (проект федерального закона N 911767-6 "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий").
В соответствии с законопроектом N 911767-6 в 2016 году:
- с 1 февраля стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере 74 рубля 27 коп.;
- с 1 февраля размер фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме 4 558 рублей 93 коп.;
- с 1 апреля индексация социальных пенсий предусмотрена на 4 процента.
Прогнозируемая экономия расходов в связи с отказом от ежегодной индексации страховых пенсии работающим пенсионерам учтена в бюджете Фонда на 2016 год в объеме 87,14 млрд. рублей.
Следует отметить, что законопроектом N 911767-6 также предусматривается, что во втором полугодии 2016 года, исходя из возможностей федерального бюджета, могут быть увеличены коэффициент индексации социальных пенсий, стоимость одного пенсионного коэффициента, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Данное положение корреспондируется со статьей 8 законопроекта о бюджете Фонда, в которой предусмотрено, что в случае принятия во втором полугодии 2016 года федерального закона об установлении иных параметров индексации из федерального бюджета в бюджет Фонда перечисляются дополнительные межбюджетные трансферты.
В результате планируемых в 2016 году мероприятий по увеличению размеров пенсий:
средний размер страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты) на конец года составит 12 689 рублей и увеличится за год на 353 рубля;
средний размер социальной пенсии на конец года составит 8 644 рубля и увеличится за год на 332 рубля;
отношение среднегодового размера социальной пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной на 2016 год в сумме 8 803 рубля, составит 97,3% (в 2015 году - 115,3%);
среднегодовой размер страховой пенсии в 2016 году составит 12 603 рубля (или 143,2% к ПМП).
Расходы бюджета Фонда на осуществление ЕДВ ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации определены с учетом доиндексации с 1 февраля 2016 года размеров ЕДВ на 6,4% (с 1 февраля 2015 года была проведена индексация на 5,5 процента).
Доходы и расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2016 год прогнозируются в следующих объемах: доходы - 107,3 млрд. рублей, расходы - 282,3 млрд. рублей.
В бюджете Фонда предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2016 году в сумме 270,7 млрд. рублей, в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя - 8,1 млрд. рублей, средств материнского (семейного) капитала, передаваемых на формирование накопительной пенсии матери - 61,8 млн. рублей, средств федерального бюджета, передаваемых на софинансирование формирования пенсионных накоплений - 6,0 млрд. рублей.
Гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, уплачиваемые Фондом в соответствии с законодательством, в 2016 году составят 235,6 млн. рублей.
Бюджетом Фонда предусмотрены расходы (с учетом расходов на доставку): на выплату накопительной пенсии - в сумме 253,3 млн. рублей; на осуществление срочной пенсионной выплаты - 57,6 млн. рублей; на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - 7,0 млрд. рублей.
Расходы на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за счет резерва Фонда по ОПС запланированы на 2016 год в сумме 4,1 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2016 года оценивается в сумме 1 334,9 млрд. рублей.
Бюджет Фонда сформирован с учетом поставленной задачи о необходимости сохранения приемлемой для бизнеса страховой нагрузки в части сохранения базового тарифа на ОПС на уровне 2012 года (22%).
Финансовую устойчивость пенсионной системы в 2016 году, также как и в предыдущие годы, предлагается обеспечить за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты и доставки страховых пенсий.
Комитет отмечает, что бюджет Фонда сформирован в отсутствие методики определения стоимости индивидуального пенсионного коэффициента.
В сложившейся экономической ситуации бюджет Фонда сформирован с учетом вносимых в законодательство изменений на период 2016 года. Основные характеристики проекта бюджета Фонда позволяют обеспечить выплаты по устанавливаемым обязательствам.
Вместе с тем, комитет считает необходимым предусмотреть средства на безусловное проведение дополнительной индексации размеров социальных пенсий, страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии с установлением размеров коэффициентов повышения отдельным федеральным законом.
Одновременно необходимо предусмотреть средства для индексации и корректировки размеров страховых пенсий гражданам из числа инвалидов и получателей пенсий по случаю потери кормильца независимо от факта осуществления ими работы.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год".
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.