Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 911768-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Содержание новой редакции статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) нуждается, на наш взгляд, в дополнительной доработке, поскольку части вторая и третья данной статьи содержат конкретные обстоятельства предоставления мер социальной поддержки, несмотря на то, что в соответствии с частью четвертой этой же статьи меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 законопроекта). Кроме того, часть третья указанной статьи содержит ссылку на пункты 6 - 10 части первой статьи 27.1 Закона, которые, в свою очередь, отсылают к положениям статьи 13 этого же Закона.
Пунктом 2 статьи 3 законопроекта статья 6 о ветеранах государственной службы Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" признается утратившей силу. Обращаем внимание, что указание на ветеранов государственной службы также содержится в статье 1 указанного федерального закона.
Концептуальные положения статьи 4 законопроекта по замене "ежемесячного пособия на ребенка" на "пособие на ребенка" в рамках Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" могу привести к ухудшению положения граждан в случае, если законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации будет установлена иная периодичность его выплаты. Кроме того, указание на ежемесячное пособие на ребенка также содержится в статье 18 данного федерального закона.
Статьей 5 законопроекта в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), по сути, вводится новое понятие "социальное обеспечение граждан". Полагаем, социальное обеспечение объемнее, чем предмет регулирования Федерального закона N 178-ФЗ, а именно - оказание государственной социальной помощи (см. статью 1 Федерального закона N 178-ФЗ). Также из законопроекта не ясно, что включает в себя социальное обеспечение. Так, в проектируемой преамбуле определено, что оно включает "меры социальной защиты (поддержки), гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами". Вместе с тем, в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (далее - информационная система) предполагается включение сведений о периодах трудовой деятельности, страховом стаже, социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и т.д. (проектируемые пункт 2 статьи 6.9, пункт 2 статьи 6.11 Федерального закона N 178-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации не содержит определенного понятия "социального обеспечения", но опосредованно его можно установить по смыслу статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации: "к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.". Возможно, его следует определить в представленном законопроекте. Кроме того, через Единый классификатор (проектируемый пункт 4 статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ) вводится понятие "виды социального обеспечения", которое также не определено ни в законодательных актах, ни в законопроекте.
Также из законопроекта не ясно, как будут соотноситься между собой информационная система, федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренный статьей 6.4 Федерального закона N 178-ФЗ, информационные системы в сфере социального обслуживания, предусмотренные статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Проектируемые положения об информационной системе нуждаются в уточнении с учетом норм Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ). В частности, необходимо определить статус информационной системы с учетом приведенной в статье 13 Федерального закона N 149-ФЗ классификации информационных систем (при этом следует учесть порядок их создания); соотнести положения абзаца 2 части 4 проектируемой статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ и части 6 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ в части органа, утверждающего требования к порядку формирования, ведения и актуализации Единого классификатора видов социального обеспечения как части информационной системы, а также требования к порядку использования указанного Единого классификатора участниками информационного взаимодействия (см. также пункт 4 части 2 проектируемой статьи 6.10), соотнести положения пункта 1 части 2 проектируемой статьи 6.11 Федерального закона N 178-ФЗ с положениями части 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ в части обеспечения актуальности, содержащейся в информационной системе информации (при этом следует учесть, что указанная проектируемая норма сформулирована некорректно в целом, поскольку в проектируемой статье 6.9 определяется перечень сведений, содержащихся в информационной системе); определить содержание и назначение утверждаемого Правительством Российской Федерации положения об информационной системе (часть 6 проектируемой статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ). Также с учетом положений Федерального закона N 149-ФЗ об информационных системах нуждаются в уточнении положения частей 1 и 3 статьи 6.10 Федерального закона N 178-ФЗ в части соотношения статусов оператора инфраструктуры и оператора информационной системы и взаимодействия указанных операторов.
В отношении предусматриваемого законопроектом приоритетного использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие соответствующих информационных систем (абзац 2 части 1 проектируемой статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ), следует определить его правовое значение, а также порядок осуществления.
Обращаем внимание на то, что отдельные сведения, предполагаемые для включения в информационную систему (часть 2 проектируемой статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ), уже содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (статья 6.4 Федерального закона N 178-ФЗ - не изменяется законопроектом). Кроме того, нуждается в обсуждении целесообразность включения в информационную систему сведений, указанных в пункте 2 части 2 статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ, с учетом целей создания информационной системы (обеспечение информацией о предоставляемом социальном обеспечении), а также с учетом содержания части 2 проектируемой статьи нуждаются в уточнении положения ее части 3 в части определения Правительством Российской Федерации состава соответствующих сведений (также указанная часть 3 проектируемой статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ нуждается в соотнесении с положениями пункта 3 части 2 проектируемой статьи 6.10 Федерального закона N 178-ФЗ в части органа, устанавливающего требования к формату размещения информации в информационной системе).
В пункте 2 части 2 проектируемой статьи 6.11 Федерального закона N 178-ФЗ следует уточнить, о каких классификаторах и справочниках идет речь.
Содержание пунктов 1 и 2 излагаемой в новой редакции части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в части, касающейся нормативов, является, на наш взгляд, излишним, поскольку в целом охватывается абзацем первым указанной части 8 и указанием на Правительство Российской Федерации и субъекты Российской Федерации. Кроме того, предлагаемая редакция части 5 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ (пункт 2 статьи 7 законопроекта) ухудшает положение граждан, поскольку ставит возможность получения компенсации родительской платы в предусмотренном в настоящее время размере только в зависимости от нуждаемости таких граждан.
Требует уточнения редакция части 3 статьи 8 законопроекта в контексте "выплаты, предусмотренные _пунктами 6-10 части первой статьи 27.1 Закона N 1244-I". В названных пунктах даны ссылки на граждан, которые указаны в других структурных единицах данного Закона, а также определены субъекты, имеющие право на ежемесячную денежную выплату.
В соответствии со статьей 9 законопроекта приостанавливается действие частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). Полагаем, такое положение не соотносится с наименованием и целями законопроекта (совершенствование предоставления мер социальной поддержки). При этом представляется возможным включение рассматриваемых норм в проект федерального закона N 911767-6, также внесенный Правительством Российской Федерации, котором, в свою очередь, приостанавливается действие частей 20 - 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ.
Законопроект нуждается в редакционном уточнении, а также в юридико-технической доработке в соответствии с замечаниями, переданными в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.