Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1007587-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Цель законопроекта - обеспечение целевого расходования средств собственников помещений в многоквартирных домах (далее также - МКД) на содержание и текущий ремонт общего имущества.
Согласно Жилищному кодексу РФ (статья 154) указанные средства входят в структуру платы за жилое помещение, которую собирают с собственников управляющие многоквартирными домами товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации (далее вместе - управляющие компании).
С одной стороны, в современных жизненных условиях реальность такова, что большая часть жилищного фонда, поступающая в управление, находится в крайне тяжелом состоянии. Для её восстановления требуются значительные средства, которые невозможно быстро аккумулировать. При этом, как правило, в распоряжении управляющих компаний нет иных источников финансирования содержания и ремонта МКД, кроме платы, взимаемой с собственников.
С другой стороны, управляющие компании являются объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов. При этом данные органы абсолютно на законных основаниях проверяют качество выполнения управляющими компаниями своих обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Как результат - во многих случаях на управляющие компании накладываются значительные административные штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. Например, только государственной жилищной инспекцией Самарской области за 2014 год наложено на управляющие компании административных штрафов на сумму 58 миллионов 522 тысячи рублей.
С точки зрения законодательства складывающаяся административная практика правомерна. Однако она не учитывает тот факт, что средства на штрафы управляющие компании берут исключительного только из одного источника - платы за содержание общего имущества, взимаемой с собственников помещений в МКД. В итоге на счетах управляющих компаний не остаётся средств на качественное содержание и ремонт общего имущества МКД. В конечном итоге страдают непосредственно собственники помещений в МКД, не обеспечивается целевое расходование их средств на содержание и текущий ремонт общего имущества.
С учетом изложенного законопроектом предлагается снять непосредственно с управляющих компаний как юридических лиц финансовую ответственность в виде уплаты штрафов за совершение определенных административных правонарушений, наиболее применимых к ним. Одновременно предлагается сохранить и повысить ответственность должностных лиц управляющих компаний за совершение таких административных правонарушений. Так как именно их действия (бездействие) являются реальными причинами недовольства населения. Принятие законопроекта позволит сохранить средства собственников помещений в МКД на содержание и ремонт общего имущества, в определенной степени обеспечить их целевое расходование.
В частности, законопроектом:
1) исключается административная ответственность управляющих компаний за следующие правонарушения:
нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей;
неразмещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства - двести тысяч рублей;
невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей;
несоблюдение требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
несоблюдение требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей;
осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 Кодекса, - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей;
невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей;
невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 статьи 20.4 Кодекса, - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
2) для должностных лиц управляющих компаний за повторное правонарушение вводится усиленная ответственность в виде дисквалификации (в тех случаях, где это сейчас ещё не предусмотрено):
за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений;
за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Штрафы за совершение указанных правонарушений в настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 46) поступают в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа).
Исключение составляют суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Они поступают: в федеральный бюджет - по нормативу 50 процентов; в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 50 процентов.
Законопроект доработан с учетом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства (по проекту N 6-242). В рамках анализа аргументов, изложенных в заключении, дополнительно необходимо отметить, что принятие законопроекта само по себе не может влечь нарушения прав собственников помещений в МКД. Освобождая управляющие компании как юридические лица от финансовой ответственности, законопроект определенным образом влияет на наполняемость бюджетов. Нарушение прав собственников помещений в МКД - это всегда результат неэффективной или незаконной деятельности конкретных должностных лиц управляющих компаний, а не самих компаний.
Освобождая управляющие компании как юридические лица от ответственности необходимо просто усилить работу уполномоченных органов жилищного контроля по пресечению и профилактике нарушений со стороны должностных лиц таких компаний.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.