Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1007499-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить добровольный порядок уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах путем принятия общим собранием собственников помещений решения о формировании фонда капитального ремонта.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт установлена Федеральным законом от 25.12.2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (Далее - "Федеральный закон N 271"),
Еще в процессе обсуждения проекта Федерального закона N 271, обязывающего всех граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, за счет собственных средств проводить капитальный ремонт общего имущества, многие депутаты Государственной Думы, граждане, аналитики, представители общественных и политических организаций высказывались против такой инициативы, комментируя законопроект как антинародный и социально несправедливый.
Так, статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность по проведению капитального ремонта была возложена на бывшего наймодателя, то есть на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако Федеральным законом N 271 обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена, в том числе, и на граждан, осуществивших приватизацию жилых помещений, в то время как капитальный ремонт указанных жилых помещений не был своевременно осуществлен за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Следует также отметить необоснованное установление минимального размера взносов на капитальный ремонт в некоторых субъектах Российской Федерации. Так, в Саратовской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен отдельно для каждого муниципального района и городского округа. Например, жители города Саратова уплачивают - 6, 33 руб. за кв. м., Энгельского района - 5,52 руб., Балаковского района - 6,22 рубля. В то же время на территории города Федерального значения Санкт-Петербурга, минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в зависимости от типа многоквартирного дома, определяемого годом постройки и составляет от 2 до 3 рублей за кв. м., учитывая при этом наличие или отсутствие лифтового оборудования. Подобные ситуации возникают из-за несовершенства механизма установления минимального размера взноса на капитальный ремонт на территории Российской Федерации, так как не учитываются экономические особенности региона, рыночная стоимость объектов недвижимости, размер средней заработной платы на территории региона и отдельно взятых муниципальных образованиях и другие факторы. Согласно официальным данным Росстата средний размер заработной платы в 2014 году в Санкт-Петербурге составил 40 657 рублей, а в Саратовской области 22 002 рублей. При этом следует учесть, что в отдельно взятых муниципальных районах Саратовской области и входящих в них муниципальных образований средний размер заработной платы в разы меньше, чем в городе Саратове, который является областным административном центром. Например, жители города Пугачева Саратовской области, где заработная плата составляет около 8 тысяч рублей, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт в 3 раза больше, чем в Санкт-Петербурге.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возлагается также и на собственников жилых помещений в новых многоквартирных домах, ремонт которых в соответствии с Региональными программами капитального ремонта запланирован лишь через 20-30 лет. С учетом нестабильной экономической обстановкой и ростом инфляции, уплаченные гражданами денежные средства к моменту проведения капитального ремонта фактически обесценятся.
Данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют, что по состоянию на сентябрь 2015 года 45% опрошенных россиян считают, что оплата расходов на капитальный ремонт является прямой обязанность государства. 43% граждан считают, что платить за капитальный ремонт обязаны собственники при участии государства.
На основании приведенных данных можно сделать обоснованный вывод о том, что одна часть граждан считает, что капитальный ремонт должен быть произведен за счет средств бюджета Российской Федерации, а другая часть готова уплачивать взносы за капитальный ремонт общего имущества, но только при условии оказания значительной государственной и (или) муниципальной поддержки.
Таким образом, настоящим законопроектом предлагается более демократичный способ участия в программе капитального ремонта путем установления добровольного порядка уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества по решению общего собрания собственников помещений о формировании фонда капитального ремонта. При этом меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта будут предоставляться независимо от принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о формировании фонда капитального ремонта. Также законопроектом предусмотрена возможность в любой момент принять решение о прекращении формировании фонда капитального ремонта. В таком случае гражданам возвращаются уплаченные ранее взносы на капитальный ремонт.
После вступления в силу указанного законопроекта обязанность по уплате взносов прекратится, до принятия решения о формировании фонда капитального ремонта. В течение месяца после вступления в силу настоящего законопроекта собственникам жилых помещений предоставлено право сохранить способ формирования фонда капитального ремонта, который собственники выбрали до вступления в силу настоящего законопроекта. Если в течение указанного срока решение о формировании фонда капитального ремонта не принято, держатель специального счета, а также региональный оператор обязаны возвратить гражданам уплаченные ими взносы. Возврат денежных средств будет осуществляться в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.