Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2015 г. N 5.1-2620
по проекту федерального закона N 845876-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций",
принятому Государственной Думой 23 октября 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона (N 845876-6) внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 июля 2015 года.
Указанное в Федеральном законе Соглашение, подписанное в городе Астрахани 29 сентября 2014 года, определяет условия отношений Российской Федерации и Республики Азербайджан в части привлечения и допуска иностранных инвестиций в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон, закрепляя при этом обязанность обеспечения полной защиты инвестиций, недопущение применения мер принудительного изъятия (экспроприация, национализация).
В Соглашении воспроизводятся положения типового соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 456. В то же время Соглашение содержит отличия от указанного типового соглашения. Так, в соответствии со статьёй 12 Соглашения оно применяется ко всем инвестициям, осуществленным инвесторами государства любой из Договаривающихся Сторон на территории государства другой Договаривающейся Стороны, начиная с 1 января 1992 года, но не применяется к любому спору, касающемуся инвестиций и возникшему до вступления Соглашения в силу или к любым претензиям, урегулированным также до вступления его в силу.
Соглашение предусматривает допуск инвестиций на территорию государств Договаривающихся Сторон и предоставление их инвестициям режима не менее благоприятного, чем национальным инвесторам или инвесторам третьих стран. За каждой Стороной сохраняется право применять и вводить в соответствии со своим законодательством изъятия из национального режима в отношении инвестиций инвесторов государства другой Договаривающейся Стороны.
По Федеральному закону замечаний не имеется.
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации и международным обязательствам Российской Федерации.
По Соглашению отмечаем, что в пункте 3 статьи 3 приводится наименование Соглашения об учреждении ВТО - "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г.", в то время как в Федеральном законе о ратификации Протокола о присоединении России к этой международной организации от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ содержится другое наименование названного международного договора - "Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к негативным финансово-экономическим последствиям. Вместе с тем в случае экспроприации (национализации) инвестиций азербайджанских инвесторов или нанесения им иного ущерба Российская Федерация должна будет выплатить компенсацию (статья 4 Соглашения). Аналогичные обязательства принимает на себя Азербайджанская Сторона.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Так, Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не содержит положения о предоставлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования (статья 3 Соглашения).
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 7 ноября 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шрандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.