Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 428742-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей"
внесен депутатом Государственной Думы А.А. Озеровым
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 428742-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей, внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Озеровым, и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки законопроект разработан с целью оптимизации правового регулирования продажи товаров дистанционным способом и исключения из законодательных актов дублирующих норм. В частности, законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон о рекламе).
Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить установленный п. 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей перечень информации о продавце (изготовителе, исполнителе), предоставляемый потребителю при дистанционном способе продажи товаров, информацией "о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя)". Связанная с указанным дополнением, статья 2 законопроекта признает утратившей силу статью 8 "Реклама товаров при дистанционном способе их продажи" Федерального закона о рекламе, как дублирующую норму.
Следует отметить, что действующей нормой статьи 9 Закона о защите прав потребителей (общие положения) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная выше информация предоставляется в таком объеме, который позволит потребителю определиться с правильным выбором покупки, не более того. Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя) не имеет существенного значения и не может повлиять на правильный выбор покупки. Для потребителя ключевым является то, что продавец осуществляет свою деятельность легально в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращаем также внимание на то, что сферы регулирования Закона о защите прав потребителей и Федерального закона о рекламе различны, а правоотношения, регулируемые ими, затрагивают различный круг субъектов.
Так, в рамках Закона о защите прав потребителей (абз. 3 преамбулы) потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а в Федеральном законе о рекламе (п. 8 ст. 3) потребитель рекламы - это лицо, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Таким образом, реклама направлена на более широкий круг лиц, в число которых входят не только граждане-потребители, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) информация о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя) имеет определенное значение, используется для проверки надежности рекламодателя и оценки выбора его в качестве поставщика.
Отмечаем, что действующие положения ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона о защите прав потребителей, имеющие отношение к специальным нормам, полностью соответствуют основополагающим положениям Гражданского кодекса РФ и общим положениям Закона о защите прав потребителей, в частности, статье 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)". Поэтому, если предлагаемые изменения будут приняты, то это приведет к несогласованности и внутренним противоречиям Закона о защите прав потребителей.
Кроме этого, поскольку Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие исключительно с гражданами-потребителями и не распространяется на иных субъектов правоотношений в сфере рекламы, принятие статьи 2 законопроекта приведет к правовой неурегулированности в сфере рекламы.
Следовательно, предлагаемые законопроектом изменения не приведут к оптимизации правового регулирования продажи товаров дистанционным способом, а положения Закона о защите прав потребителей и Федерального закона о рекламе не могут считаться дублирующими.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 428742-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей, внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Озеровым, и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.