Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 763146-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о заключении ученического договора индивидуальными предпринимателями)
внесен депутатами Государственной Думы А.Д. Тычининым, О.Ю. Баталиной, М.В. Тарасенко, И.В. Соколовой, М.А. Моисеевым, М.Б. Терентьевым, М.А. Щепиновым, А.К. Исаевым, В.С. Вшивцевым, В.В. Трапезниковым, С.И. Юрченко; членом Совета Федерации Г.Н. Кареловой
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 763146-6 предлагается изложить часть первую статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в новой редакции, согласно которой право заключать ученические договоры с работниками или с лицами, ищущими работу, предоставляется как работодателям - юридическим лицам (организациям), так и работодателям - индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с действующей редакцией части первой статьи 198 ТК РФ такое право предусмотрено лишь для работодателей - юридических лиц (организаций).
В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту отмечается, что индивидуальные предприниматели, как и организации, испытывают потребность в квалифицированных кадрах и в профессиональном обучении и переобучении работников, однако на сегодняшний день заключать ученические договоры со своими работниками права не имеют.
Отмечается также, что наделение индивидуальных предпринимателей правом заключать ученический договор с работниками позволит улучшить целенаправленную переподготовку необходимых для индивидуальных предпринимателей кадров, расширит возможности по приёму на работу сотрудников, не имеющих опыта, а также поможет решить проблему с безработицей среди молодёжи.
Проблемы, на решение которых направлен законопроект, являются актуальными. Кроме того, право на подготовку и дополнительное профессиональное образование относится к числу основных трудовых прав работника (ст. 21 ТК РФ). В связи с этим концепция предложенного законопроекта заслуживает внимания и поддержки.
Действующие нормы ТК РФ об ученическом договоре основываются на том, что его реализация работодателем является видом образовательной деятельности. Соответственно, указание на то, что правом заключать ученический договор имеют только работодатели - организации, было связано с тем, что индивидуальные предприниматели не обладали правом на ведение образовательной деятельности до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Таким образом, имеется еще одно, формально-юридическое, основание скорректировать законодательство об ученическом договоре.
В то же время, в тексте законопроекта не предусмотрены особенности реализации права работодателя на заключение ученических договоров в случаях, когда работодателем является индивидуальный предприниматель. Но законодательное определение таких особенностей необходимо, поскольку осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с реализацией ученических договоров, является существенной новацией для отечественного законодательства.
Выполнение ряда обязанностей по соблюдению прав обучаемых и предоставлению им гарантий, предусмотренных главой 32 ТК РФ, а также по соблюдению правил осуществления образовательной деятельности, установленных Законом об образовании, может вызвать у индивидуальных предпринимателей определенные проблемы.
Так, в соответствии с трудовым законодательством ученический договор является основанием возникновения между его сторонами отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые сопутствуют трудовым отношениям (ст. 1 ТК РФ).
Основными, с точки зрения рассматриваемой проблемы, условиями ученического договора являются (ч. 1 ст. 199 ТК РФ):
указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором.
Это означает, что работодатель должен, как минимум, обладать возможностью обеспечивать самостоятельно или с помощью своих работников реализацию соответствующих образовательных программ.
По общему правилу, реализуемые работодателем образовательные программы разрабатываются и утверждаются им самостоятельно, при этом программы профессионального обучения должны обеспечивать получение учениками знаний, умений и профессиональных навыков в объеме установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), а дополнительные профессиональные образовательные программы - возможность повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации или приобретение новой квалификации.
Обучение ученика происходит непосредственно у работодателя - в создаваемых им структурных образовательных подразделениях или на производстве (на рабочих местах).
В соответствии с нормами Закона об образовании индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32) непосредственно или с привлечением педагогических работников (ч. 1 ст. 32). Они должны при государственной регистрации указать образовательную деятельность в качестве вида своей экономической деятельности (ч. 2 ст. 32), а при осуществлении образовательной деятельности с привлечением педагогических работников также получить лицензию на осуществление образовательной деятельности (ч. 1 ст. 91).
Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об образовании физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Имеются в виду ограничения на занятие педагогической деятельностью, установленные ч. 3 ст. 331 ТК РФ.
Обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором означает также обязанность обеспечить итоговую аттестацию по квалификации, приобретаемой учеником. При этом квалификационные разряды для профессий рабочих и категории, классы квалификации для должностей служащих, которые могут быть присвоены по результатам профессионального обучения, предусмотрены Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 года N 513.
При принятии рассматриваемого законопроекта следует законодательно определить, в какой степени и с какими особенностями перечисленные и другие нормы законодательства об образовании должны действовать в отношении работодателей - индивидуальных предпринимателей, заключающих ученические договоры. Это позволит гарантировать лицу, заключившему с работодателем - индивидуальным предпринимателем ученический договор, реализацию его права на получение соответствующей квалификации.
Имеются также отдельные технические замечания к тексту законопроекта. Так, в официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечается, что предлагаемое законопроектом положение требует внесения соответствующих изменений в часть вторую статьи 198 ТК РФ, а также в часть вторую статьи 203 ТК РФ, в которых говорится только о работниках организаций.
Кроме того, согласно положениям части пятой статьи 20 ТК РФ работодателями - индивидуальными предпринимателями признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. Будут ли они все иметь право на заключение ученических договоров, следует уточнить.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 18 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении сообщает, что замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта с замечаниями, отмечая в своем отзыве, что одновременно с предлагаемыми изменениями в статью 198 ТК РФ следует внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части заключения договора об образовании. Также отмечается, что законопроект требует экспертной оценки с точки зрения налогового законодательства.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом изложенного в официальном отзыве замечания.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддерживают рассматриваемый законопроект.
Все высказанные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 763146-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.