Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1012488-6 "Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя" (далее - законопроект) разработан в целях создания механизма обеспечения права работников на получение причитающейся им заработной платы в случае банкротства работодателя.
В настоящее время согласно статье 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются во вторую очередь.
Однако на практике меры, предусмотренные Законом N 127-ФЗ, не обеспечивают полноценную защиту интересов работников должника-работодателя. Продолжают встречаться случаи, когда по завершении конкурсного производства задолженность работодателя по выплате работникам заработной платы остается непогашенной, что, в свою очередь, является причиной возникновения социальных конфликтов.
Таким образом, банкротство юридического лица или индивидуального предпринимателя нередко влечет за собой утрату работником причитающегося ему заработка и, как следствие, - потерю средств к существованию как самим работником, так и членами его семьи.
Законопроект направлен на введение дополнительных гарантий для работников в части получения задолженности по заработной плахе в случае банкротства работодателя. В этих целях вводится новый вид обязательного социального страхования - на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя.
Указанное страхование представляет собой вид обязательного социального страхования, устанавливающий механизмы страховой защиты работающих граждан от риска утраты причитающейся им заработной платы при недостаточности имущества работодателя в случае его банкротства.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя является наличие задолженности страхователя перед застрахованным по заработной плате по состоянию на день принятия судом любого из следующих судебных актов по делу о банкротстве страхователя:
о введении наблюдения или реструктуризации долгов;
о признании банкротом, если в соответствии с законодательством наблюдение либо реструктуризация долгов при банкротстве страхователя не применялись;
о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, если процедура банкротства в отношении страхователя не была введена.
Страховое обеспечение по страхованию заработка осуществляется в виде единовременной компенсационной выплаты (далее - компенсационная выплата) в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед застрахованным за три последних календарных месяца, предшествующих дате возбуждения дела о банкротстве страхователя.
Если увольнение застрахованного лица произошло до даты возбуждения дела о банкротстве страхователя, страховое обеспечение по страхованию заработка осуществляется в виде компенсационной выплаты в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед работником за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения, но в пределах 12 месяцев, предшествовавших дню возбуждения дела о банкротстве страхователя.
Согласно нормам, предлагаемым законопроектом, Страхователями по страхованию заработка являются лица (работодатели), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть признаны несостоятельными (банкротами), производящие выплаты физическим лицам, подлежащим страхованию заработка в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Функции страховщика, осуществляющего данный вид обязательного социального страхования, законопроектом предлагается возложить на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что максимальная сумма единовременной компенсационной выплаты определяется путем деления на 365 суммы предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной на день наступления страхового случая в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и умножения полученной величины на число календарных дней, за которые образовалась задолженность по заработной плате в пределах вышеуказанного периода.
Принятие законопроекта позволит улучшить социальное положение граждан и повысить гарантии защиты прав работников путем выплаты им части задолженности по заработной плате (исключительно в виде компенсации с максимальным пределом) в случае неплатежеспособности работодателя не дожидаясь завершения длительных процедур банкротства.
Финансовое обеспечение расходов на выплату данного страхового обеспечения застрахованным лицам будет осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, формируемых от уплаты страховых взносов на данный вид обязательного социального страхования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Расчет расходов на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя произведен на основе данных Росстата о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 апреля 2015 года, о численности работников перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате организаций, находящихся в процессе конкурсного производства, и о размере просроченной задолженности по заработной плате работников организаций, находящихся в процессе конкурсного производства, о просроченной задолженности по заработной плате в расчете на одного работника на базе основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 года и на плановый период 2017 и 2018 годов в части фонда оплаты труда и номинально начисленной среднемесячной заработной платы.
Численность работников организаций, находящихся в процессе конкурсного производства, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате (по состоянию на 01.04.2015 по данным Росстата), составляет 25 206 человек.
По экспертным оценкам, прогнозируемая численность работающих, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате в организациях, в отношении которых по определению арбитражного суда проводилась процедура финансового оздоровления или процедура внешнего управления и по которым прекращено производство в связи с погашением задолженности или в связи с восстановлением платежеспособности, в среднем за год составляет 400 человек.
Общая прогнозируемая численность работающих, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате в организациях, в отношении которых начата процедура банкротства, с учетом того, что количество организаций (оценочно) в 1,5 раза больше, чем охвачено статистическим наблюдением Росстата, за исключением организаций в отношении которых по определению арбитражного суда проводилась процедура финансового оздоровления или процедура внешнего управления и по которым прекращено производство в связи с погашением задолженности или в связи с восстановлением платежеспособности, составляет 37,409 тыс. чел. (25 206 чел. х 1,5. - 400 чел.).
Просроченная задолженность по заработной плате работников организаций, находящихся в стадии конкурсного производства (по состоянию на 01.04.2015 по данным Росстата), составляет 1 190 789 тыс. руб.
Просроченная задолженность по заработной плате в организациях, находящихся в процессе конкурсного производства, в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 40,4% (по данным Росстата о просроченной задолженности по заработной плате на 01.04.2015 г.).
Средняя на одного работника просроченная задолженность по заработной плате работников организаций, находящихся в стадии конкурсного производства, по состоянию на 01.04.2015 составляет 47 242 рублей (1 190 789 тыс. руб./25 206 человек).
В соответствии с законопроектом уплата страховых взносов по данному виду страхования предполагается с 01.01.2017, тогда как осуществление выплат страхового обеспечения застрахованным лицам предусмотрено только с 01.07.2017. Для расчета размера тарифа страховых взносов по данному виду страхования необходимо ориентироваться на год, в котором и уплата страховых взносов, и страховое обеспечение осуществляются с 1 января, поэтому в расчете следует исходить из этого допущения в 2017 году.
Таким образом, расходы на выплату страхового обеспечения в 2017 году оценочно составят 1,8 млрд. руб. (47 242 руб. х 37,409 тыс. чел.).
С учетом расходов на доставку и пересылку, необходимых для перечисления указанных выплат гражданам и прогнозируемых в размере 0,6% от страховых выплат*, а также расходов на содержание аппарата страховщика в сумме 5% от страховых выплат, общие расходы на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя прогнозируются в сумме 2 млрд. руб.
Также для бесперебойного финансового обеспечения выплат необходим нормативный запас оборотных денежных средств, который оценивается на 2017 год в сумме 0,31 млрд. руб.
В качестве источника финансового обеспечения расходов на выплату установленного страхового обеспечения законопроектом предусмотрены средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя страховщику (Фонд социального страхования Российской Федерации).
Для финансового обеспечения расходов по данному виду страхования необходимо установить тариф страховых взносов в размере 0,02% с учетом их начисления на базу для начисления страховых взносов, определяемую в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2009 N 212-ФЗ. Размер необходимого тарифа определен исходя из фонда оплаты труда по кругу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя, и оценочно принят на уровне 50% от общей суммы фонда оплаты труда, с учетом исключения фонда оплаты труда работающих в органах исполнительной власти, в казенных учреждениях, политических партиях и религиозных организациях, и оценивается в размере 9 732 млрд. руб. (19 464 млрд. руб. х 50%).
Доля застрахованного фонда оплаты труда, не превышающего сумму застрахованного заработка в общем объеме фонда оплаты труда, определена по аналогии с Федеральным законом от 27.07.2009 г. N 212-ФЗ исходя из расчетов, принятых при формировании Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в размере 84,3% по организациям, на которые распространяется данный вид страхования.
С учетом изложенного база для начисления страховых взносов по данному виду страхования прогнозируется в сумме 8 204 млрд. руб. (9 732 млрд. руб. х 84,3%).
Также при расчете данного размера тарифа страховых взносов учтен коэффициент сбора страховых взносов на уровне 0,95.
Таким образом, тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя в размере 0,02% определен по следующей формуле: (2 млрд. руб. + 0,31 млрд. руб.)/0,95/8 204 млрд. руб. х 100.
_____________________________
* На основании данных по доставке и пересылке по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя" требует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации - IV квартал 2016 г.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О Порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении формы извещения о предоставлении недостающих документов или сведений в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, необходимых для назначения и осуществления единовременной компенсационной выплаты по обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за единовременной компенсационной выплатой по обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2009 г. N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2010 г. N 5н "Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 20103 г. N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения".
Срок подготовки проекта приказа - IV квартал 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.