Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2015 г. N 5.1-2621
на проект федерального закона N 855485-6 "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 23 октября 2015 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 августа 2015 года с наименованием "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства" (N 855485-6).
Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением Российской Федерацией юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества, включающими судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении решения суда.
Федеральный закон разработан с учетом положений Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах иностранных государств и их собственности от 2 декабря 2004 года. Названная Конвенция подписана Российской Федерацией в 2006 году, но не ратифицирована, в силу чего она не является международным договором Российской Федерации. При этом Российская Федерация может по своему усмотрению внедрять её нормы в законодательство и, таким образом, де-факто имплементировать их.
Федеральным законом определяются привилегии и иммунитеты, которые им не затрагиваются; закрепляется принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционных иммунитетов; регулируются вопросы согласия иностранного государства на осуществление юрисдикции судом Российской Федерации и отказа от судебного иммунитета; устанавливаются случаи неприменения судебного иммунитета иностранного государства, а также иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и исполнения решения суда; указаны виды имущества иностранного государства, предназначенного для использования или используемого им, в деятельности, связанной с осуществлением суверенных властных полномочий, на которые распространяется иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и исполнения решения суда.
С учетом того, что положения Федерального закона касаются вопросов судопроизводства, при его реализации потребуется внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной и судебной власти), "к" (внешняя политика и международные отношения Российской Федерации), "о" (процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона он вступает в силу с 1 января 2016 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не касается вопросов, предусмотренных статьёй 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен не позднее 7 ноября 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Б.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.