Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 911761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 911761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается продлить до 1 января 2017 г. приостановление действия отдельных положений 24 федеральных законов, устанавливающих порядок индексации социальных выплат, пособий, компенсаций, денежного содержания государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда судей и иных выплат. Законопроектом предлагается установить, что в 2016 году размеры указанных денежных содержаний, выплат, пособий и компенсаций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, не увеличиваются (не индексируются) с учетом текущей сложной и нестабильной экономической ситуацией в стране.
Пролонгация приостановления действия норм федеральных законов об индексации принимается на один год.
Вместе с тем в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и статьей 4.1 законопроекта с 1 февраля 2016 г. предусматривается осуществить доиндексацию выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных отдельными законодательными актами Российской Федерации (Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и т.д.)
С учетом данных положений указанная доиндексация будут осуществляться с 1 февраля 2016 года на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году размером индексации (5,5%) указанных выплат в соответствии со статьей 4 ранее принятого Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ.
Кроме того, законопроектом предлагается установить положение о том, что в 2016 году оклады денежного содержания по должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации не индексируются, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2016 год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Предлагаемая законопроектом пролонгация приостановления действия норм Федеральных законов об индексации выплат, пособий и компенсаций гражданам в 2016 году фактически означает отказ государства от безусловного выполнения установленных федеральными законами социальных обязательств по ежегодной индексации.
С учетом позиции Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранам полагаем, что в сложных социально-экономических условиях, отсутствия возможности точного прогнозирования уровня ежегодной инфляции, в том числе в связи с введением против Российской Федерации международных экономических санкций и нестабильностью цен на нефть целесообразно заменить установленный действующим законодательством Российской Федерации механизм индексации выплат, пособий и компенсаций (исходя из прогнозного уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год), на иной механизм индексации. Данный механизм должен обеспечивать минимизацию влияния инфляционных процессов и недопущение ежегодного фактического обесценивания выплат, пособий и компенсаций населению.
В связи с этим предлагаем дополнить законопроект нормами, предусматривающими внесение изменений в соответствующие законодательные акты, согласно которым индексация выплат, пособий и компенсаций осуществляется один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из фактического индекса потребительских цен за предыдущий год. Внесение указанных изменений позволит, во-первых, не отказываться от установленных в федеральных законах социальных обязательств, а во-вторых, осуществить с 1 февраля 2017 года индексацию размеров выплат, пособий и компенсаций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, исходя из фактического индекса потребительских цен за 2016 год.
Согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит соответствующих расчетов, связанных с предполагаемым объемом экономии бюджетных средств в связи с пролонгацией приостановления действия норм об индексации социальных выплат, пособий компенсаций, денежного содержания государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда судей и иных выплат и обоснований сопоставимости объема расходов на обеспечение выполнения в 2016 году всех принятых Российской Федерацией обязательств, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с предполагаемым объемом экономии бюджетных средств.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.