Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 911769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24.10.2015 N 263/1 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 911769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом в законодательство вносятся следующие изменения.
1. Уточняются полномочия комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В соответствии с частью 6 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ ОМС (далее - соглашения). Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2015 N 113 Правила заключения соглашений предусматривают наличие плана мероприятий по устранению замечаний Минздрава России. Реализация данного плана требует внесения изменений в территориальную программу ОМС. Вместе с тем разработка проекта территориальной программы ОМС отнесена к полномочиям комиссии по разработке территориальной программы ОМС, которая не является стороной соглашения.
Законопроектом устанавливается обязанность комиссии по разработке территориальной программы ОМС обеспечивать внесение изменений в территориальную программу ОМС в соответствии с соглашением.
2. Дополняется перечень сведений о застрахованных лицах при ведении персонифицированного учета.
В настоящее время перечень сведений о застрахованных лицах включает сведения о медицинской организации, выбранной застрахованным лицом для получения первичной медико-санитарной помощи. Предлагается дополнить указанный перечень сведениями о медицинском работнике, выбранном застрахованным лицом для получения первичной медико-санитарной помощи.
3. Устанавливаются механизм и сроки возврата в доход соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации остатков субсидий, предоставленных Государственной корпорации "Ростех" на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров в период 2013-2016 годов, но не использованных по состоянию на 1 января 2016 года.
4. Продлевается на 2016 год действующий механизм финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
С 2015 года вступили в силу законодательные нормы, согласно которым финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования через механизм направления межбюджетных трансфертов федеральному бюджету и бюджетам субъектов Российской Федерации. Однако действие указанных норм распространяется только на период 2015 года.
Действующий механизм продлевается на 2016 год, а именно: перечисление иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету из нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которые затем предоставляются:
федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, для последующего направления средств этим организациям в виде субсидий;
Минздраву России для последующего направления бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
5. Предлагается сохранить на 2016 год особый подход к формированию объема страховых взносов на ОМС неработающего населения для включения в бюджеты Республики Крым и города федерального значения Севастополя и определению размера субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджетам территориальных фондов ОМС для финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования. Страховые взносы на ОМС неработающего населения рассчитаны исходя из численности неработающего населения по данным органов статистики Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенной как разница между постоянной численностью населения по состоянию на 1 января 2015 года и численностью занятого населения по состоянию на 1 апреля 2015 года.
6. Продлевается на 2016 год осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием в размере 1 млн. рублей, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельскую местность (программа "Земский доктор"). При этом:
- возрастной критерий увеличивается с 45 до 50 лет;
- в программу помимо сельских населенных пунктов и рабочих поселков дополнительно включаются поселки городского типа;
- софинансирование из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается в соотношении 60:40 (сейчас 50:50).
Комитет Государственной Думы по охране здоровья неоднократно инициировал включение поселков городского типа в программу "Земский доктор", отмечая положительные результаты ее реализации. В период 2012 - 2014 годов общее количество медицинских работников, привлеченных для работы в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, составило 15 279 молодых специалистов.
Комитет предлагал проработать вопрос о повышении эффективности бюджетных ассигнований, предназначенных для реализации программы "Земский доктор", отмечая, что в 2014 году на эти цели было использовано только 57% от предусмотренных средств.
Комитет поддерживает расширение условий реализации программы "Земский доктор" и считает, что это позволит в полной мере использовать целевые средства и осуществлять подбор медицинских кадров, исходя из их профессионального опыта и уровня квалификации.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 911769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 30 октября 2015 года (протокол 94).
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.