Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 30 октября 2015 г. N 3.8-05/2291
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 911769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, (рассмотрен Советом Государственной Думы 24 октября 2015 года), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изменения, необходимые для формирования и принятия бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2016 год.
Предлагается продлить на 2016 год механизм финансового обеспечения за счет бюджета Фонда, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету, высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Помимо иных межбюджетных трансфертов в 2016 году из бюджета Фонда в федеральный бюджет передаются дотации в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда на 2016 год (пункт е части 4 статьи 1 законопроекта). Комитет полагает, что данная норма нарушает основные принципы осуществления обязательного социального страхования: устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и автономности финансовой системы обязательного социального страхования. Кроме того, статьей 16 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат, дотация же в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации представляет собой безвозмездный и безвозвратный межбюджетный трансферт без установления направлений и условий его использования.
Законопроектом также продляется на 2016 год особый подход к формированию объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Республики Крым и города федерального значения Севастополя и определению размера субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования указанных регионов.
Комитет отмечает, что главы субъектов Российской Федерации озабочены вопросом учета неработающих застрахованных граждан трудоспособного возраста, уплата взносов за которых создает дополнительную нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации в части платежей за неработающее население. В этой связи необходимо Минфину России совместно с Минтрудом России и Минздравом России подготовить соответствующие предложения по внесению изменений в законодательство.
В связи с завершением в 2016 году реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров и с целью возврата субъектами в бюджет Фонда не использованных в период 2013 - 2016 годов субсидий законопроектом прописывается норма о возврате в бюджеты субъектов Российской Федерации в течение первых пяти рабочих дней Государственной корпорацией "Ростех" не использованных субсидий по указанным мероприятиям.
Законопроектом возлагается на комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования обязанность по внесению изменений в территориальные программы обязательного медицинского страхования по замечаниям Минздрава России и Фонда в рамках соглашений о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ, заключаемых Минздравом России, Фондом и высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Введенная в 2012 году программа осуществления единовременных компенсационных выплат в размере одного миллиона рублей медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, сразу же выявила трудность реализации этой нормы законодательства для ряда субъектов Российской Федерации в силу их географического расположения, климатических условий проживания и административно-территориального деления. В течение всех лет в Комитет поступали разнообразные предложения о расширении программы, большинство которых касалось выплаты "подъемных" в поселках городского типа. Законопроектом предлагается продлить на 2016 год осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, а также распространить выплаты на прибывших или переехавших в 2016 году на работу в поселок городского типа, увеличить возрастной критерий до 50 лет, а долю софинансирования из бюджета Фонда - до 60 процентов.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 911769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.