Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 841847-6 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
(о квотировании рабочих мест для осужденных к уголовному наказанию в виде исправительных работ),
внесенному Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, целью проекта федерального закона N 841847-6 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" является содействие в трудоустройстве гражданам, осужденным к уголовному наказанию в виде исправительных работ, путем квотирования рабочих мест.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), согласно которым субъекту Российской Федерации предоставляется право устанавливать в отношении работодателей, определяемых органами местного самоуправления в качестве мест для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы, квоту для приема на работу лиц, осужденных к исправительным работам, в размере не выше 2 процентов среднесписочной численности работников, но не менее одного рабочего места.
Необходимо отметить, что Закон о занятости населения определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и на социальную защиту от безработицы.
Статья 13 Закона о занятости населения предусматривает дополнительные гарантии для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Статья 5 Закона о занятости населения содержит исчерпывающий перечень граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Граждане, осужденные к уголовному наказанию в виде исправительных работ, не относятся к данной категории. Кроме того в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения, осужденные по решению суда к исправительным работам не могут быть признаны безработными.
Таким образом, вопрос трудоустройства граждан, осужденных к исправительным работам, не является предметом регулирования Закона о занятости населения.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации относится, том числе уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.
Возможность регулирования законом субъекта Российской Федерации вопросов, связанных с порядком исполнения наказания, назначенного приговором суда, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении Федеральной службы исполнения наказаний России и ее органов на местах и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 729.
Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ, ответственность осужденного за нарушение условий отбывания исправительных работ, определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что организации, определенные органами местного самоуправления в качестве мест для отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы, на практике, чаще всего не выделяют рабочие места для отбывания исправительных работ осужденными, ссылаясь на отсутствие вакансий.
Вместе с тем, разработчиками законопроекта не сделан анализ экономической эффективности принятия решения о введении вышеназванной квоты, причин отказа работодателей в приеме на работу граждан данной категории и причин отсутствия у них работы, не приводятся расчеты общей потребности в рабочих местах для трудоустройства граждан из числа осужденных к исправительным работам.
Кроме того, законопроектом не предложены какие-либо критерии для отбора работодателей, которым устанавливаются квоты для приема на работу осужденных к исправительным работам, не имеющих основного места работы. Предусмотрено лишь, что эти работодатели определяются органами местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 50 Уголовного Кодекса Российской Федерации, т.е. по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Такой подход не обеспечивает равного отношения ко всем работодателям. Неизбежно приведет к различным злоупотреблениям, включая коррупцию.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы, говорится о том, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, категории которых определены в статье 5 Закона о занятости населения, и к числу которых Закон о занятости населения не относит лиц, которым наказание назначено в виде исправительных работ, не имеющих основного места работы. В связи с чем предлагаемое проектом дополнение в части новой категории граждан нуждается в согласовании с нормами указанной статьи Закона о занятости населения.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддержали.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 841847-6 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.