Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 909843-6 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
(регулирование порядка рассмотрения административных исковых заявлений медицинских организаций в защиту интересов несовершеннолетних или лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, при отказе их законных представителей от медицинского вмешательства)
внесен депутатами Государственной Думы С.Ш. Мурзабаевой, Р.Р. Ишмухаметовым, П.И. Пимашковым
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - Кодекс) новыми статьями, устанавливающими особый порядок рассмотрения судом заявления медицинской организации о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
В обоснование внесения вышеобозначенной законодательной инициативы в пояснительной записке указывается на социальную значимость данного вопроса и реализацию на практике медицинскими организациями права на защиту интересов пациента, находящегося в состоянии, опасном для жизни, в случае отказа от медицинского вмешательства законного представителя несовершеннолетнего либо недееспособного лица.
Так, законопроектом предлагается урегулировать порядок рассмотрения административного искового заявления, подаваемого медицинской организацией в защиту интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, при отказе его законного представителя от медицинского вмешательства.
Тем самым, целями законопроекта является установление дополнительного механизма защиты прав вышеуказанной категории лиц в сфере охраны здоровья посредством введения новой главы 31.1 Кодекса "Защита интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни".
Комитет, разделяя обеспокоенность субъекта права законодательной инициативы, вместе с тем, обращает внимание, что концепция вышеназванного законопроекта требует обсуждения. Так, по нашему мнению, регулирование вопросов, связанных с защитой интересов пациентов, в том числе несовершеннолетних или недееспособных лиц, должно осуществляться единообразно и комплексно, в том числе с учетом норм отраслевого законодательства.
Проектная редакция главы 31.1 Кодекса, по сути, дублирует положения действующей редакции Кодекса (главы 30 и 31).
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья" предусматривает обязанность законного представителя известить орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного (статья 20). Аналогичная норма содержится и в Законе Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (часть 1 статьи 12). Между тем, названный орган законодательно не наделен соответствующим правомочием по реагированию на указанную ситуацию. В этой связи, полагаем, что требует обсуждения вопрос о наделении органа опеки и попечительства правом на подачу административного иска в защиту указанной категории лиц.
Для целей реализации названного законопроекта также следует обозначить необходимость регламентации порядка исполнения решения суда, в частности, в случаях нахождения такого лица вне медицинской организации.
По нашему мнению, оценка эффективности существующего сегодня порядка подачи и рассмотрения административных исков, установленного Кодексом (действует с сентября 2015 года), представляется возможной только по истечении определенного периода времени.
Таким образом, законопроект имеет высокую социальную значимость и актуальность, его принятие позволит решить важные прикладные задачи.
Однако, принимая во внимание предметную тематику предлагаемого законопроекта, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что содержательная составляющая данной законодательной инициативы должна быть существенно переработана.
Имеются заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы и Комитета Государственной Думы по охране здоровья с замечаниями правового характера.
Высказанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думы принять указанный законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "25" января 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.