Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 916220-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(в части установления дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы)",
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, С.В. Ивановым, Р.В. Калюжным, А.Н. Свинцовым, В.С. Золочевским
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), установив в качестве нового основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы несоблюдение требований части первой или второй статьи 8, части третьей статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ, согласно которым установлена обязанность депутата Государственной Думы поддерживать связь с избирателями, рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, установленные Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (но не реже чем один раз в два месяца), проводить встречи с избирателями (не реже чем один раз в полгода), а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями, а также принимать личное участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами которых они являются, в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Установленные Федеральным законом N 3-ФЗ указанные правила регулируют взаимоотношения депутатов с избирателями и предполагают комплекс средств взаимодействия, направленных на личное участие депутатов в реализации конституционного права граждан на осуществление власти через своих представителей, на обеспечение прямого взаимодействия с избирателями, представлении отчетов о деятельности избранника в составе Государственной Думы, а также на обеспечение максимально возможного представительства в соответствующей палате либо комитете, комиссии, необходимого для легитимного принятия решения по вопросам, отнесенным к компетенции палаты.
Возлагая на депутатов Государственной Думы обязанность личного участия в ее заседаниях, Федеральным законом N 3-ФЗ тем самым устанавливается критерии личной ответственности каждого депутата за последствия принятия того или иного решения. Обязанность лично исполнять возложенные на члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы полномочия устанавливает запрет на их передачу каким-либо иным субъектам. Установление в законе какой-либо иной формы ответственности за нарушение указанных норм может восприниматься как оказание давления на профессиональную деятельность депутата.
Эти положения согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28 февраля 2012 года N 4-П, где указано, что "независимость депутата предполагает его свободу от чьих бы то ни было указаний, возможность беспрепятственного осуществления полномочий, недопустимость неправомерного вмешательства в его деятельность, свободу от различных форм группового давления - партийного, корпоративного, регионального, местнического и т.п. Депутат наделяется независимостью для того, чтобы он мог адекватно выполнять политическую волю избравшего его народа. При этом принципиально важной является взаимосвязь депутата и граждан, интересы которых он представляет, опосредуемая деятельностью политических партий, что, однако, не может означать подчинение депутата той политической партии, по списку которой он был избран, как организации, имеющей собственные (групповые) интересы, - подобная юридическая конструкция (принцип так называемого императивного мандата) не соответствовала бы конституционному определению парламента Российской Федерации как законодательного органа Российской Федерации, представляющего интересы всего российского народа.".
Вместе с тем, фракции политических партий, представленных в Государственной Думе, используют меры предупреждения нарушений норм, установленных Федеральным законом N 3-ФЗ, такие как партийная дисциплина.
Ответственность за отсутствие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ устанавливается регламентом Совета Федерации, Государственной Думы.
Предлагаемое авторами законопроекта наделение фракции в Государственной Думе правом инициирования представления о досрочном прекращении полномочий состоящего в ней депутата по предлагаемым в законопроекте основаниям не соответствует конституционным принципам формирования и деятельности парламента, поскольку депутаты избираются гражданами на свободных выборах. Из этого следует, что досрочное прекращение их полномочий возможно только в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом N 3-ФЗ, и наделение фракции указанным правом может повлечь за собой искажение результатов голосования, установленных в соответствии с нормами Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта и предлагает его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 25 января 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.