Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 928260-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(уточнение правил об имуществе религиозного назначения),
внесенный депутатами ГД П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 928260-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (уточнение правил об имуществе религиозного назначения), внесенный Депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым и др., направлен на уточнение правил в отношении имущества религиозного назначения.
Как следует из пояснительной записки имущество религиозного назначения, а также имущество, предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующее с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, может нуждаться в учреждении доверительного управления. Это связано с тем, что монастыри, храмы и т.д. осуществляют проведение таких видов деятельности, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, молитвенных и религиозных собраний, обучение религии и т.д. и могут нуждаться в оказании помощи по хозяйственному управлению и содержанию религиозного имущества.
В связи с чем, есть необходимость в определенных случаях передавать функции по управлению религиозным имуществом отдельному юридическому лицу. По общему правилу доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (ст. 1015 ГК РФ). Однако и гражданин, не являющийся предпринимателем, и некоммерческая организация, за исключением учреждения, могут быть доверительным управляющим в случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом (ст. 1015 и ст. 1026 ГК РФ).
Таким образом, для некоммерческих организаций ГК РФ устанавливает ограничения в возможности выступать в качестве доверительного управляющего.
Законопроектом предлагается установить случаи, когда в качестве доверительного управляющего могут выступать фонды. Правила проекта предусматривают, что при необходимости управления имуществом религиозного назначения, а также имуществом, предназначенным для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующим с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, фонды, созданные религиозными организациями и (или) в состав попечительских советов либо иных органов которых входят представители религиозных организаций, вправе выступать доверительными управляющими по договору доверительного управления таким имуществом.
Сделки большинства религиозных организаций с недвижимым имуществом, а также иные виды сделок согласовываются органами религиозных организаций, определенными их уставами. В целях обеспечения эффективного применения требования о согласовании таких сделок на практике законопроектом предлагается установить данное требование в нормах Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отнести сделки, совершенные без соблюдения такого требования, к ничтожным.
В связи с осуществляемым на основании Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" процессом передачи богослужебного имущества в собственность религиозных организаций, важно обеспечить использование религиозными организациями данного имущества по его назначению, то есть в богослужебных целях. В этой связи в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" предлагается предусмотреть положение, согласно которому недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия, и особо ценное движимое имущество богослужебного назначения, находящееся в собственности религиозной организации, могут отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Законопроектом также предлагается в отношении имущества религиозного назначения, а также предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, и подпадающего под признаки самовольных построек, не применять правила о внесудебном порядке его сноса. Поскольку такое имущество представляет ценность, в том числе и культурную, возводилось, как правило, в советский период, когда все земли были государственной собственностью, предложенное исключение возможно поддержать.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1 чтении проект федерального закона N 928260-6 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (уточнение правил об имуществе религиозного назначения), внесенный Депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым и др.
|
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.