Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1017469-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом настоящего федерального закона устанавливаются принципиально иной подход в регулировании оплаты труда путем установления почасового минимального размера оплаты труда. Законопроектом предлагается установить минимальную почасовую оплату труда в размере 100 рублей в час. Установление повышающих коэффициентов по территориальному, отраслевому и профессиональному критериям регулируется соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом вышеуказанный почасовой минимальный размер оплаты труда применяется только для исчисления оплаты труда работника. Применение минимального почасового размера оплаты труда для других целей не допускается. В частности, в целях, указанных в статье 3 Федерального закона N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования), будет применяться ежемесячный минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Кроме того, с целью недопустимости нивелирования предоставляемых настоящим проектом федерального закона гарантий работникам, законопроектом устанавливается обязанность работодателей по ежегодной индексации заработных плат работников в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Стоит отметить, что доля внутреннего валового продукта в Российской Федерации, приходящаяся на заработную плату, составляет 25 процентов, тогда как в развитых странах (Франция, Швеция, Германия), этот показатель достигает 35-55 процентов. Данный фактор негативно влияет на экономическую активность населения и состояние экономики в целом, не позволяя поддерживать потребительский спрос на должном уровне.
Что касается конкретных минимальных размеров оплаты труда в различных развитых странах, то они в разы превышают установленный в настоящий момент минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации (6 204 рубля). Говоря о международных стандартах оплаты труда, стоит упомянуть, что Международным бюро труда было установлено, что минимальный размер почасовой оплаты труда не может быть менее трех долларов США.
Международный опыт конкретных стран, доказывающий успешность введения подобных новелл, огромен: например в Германии, Хорватии, Словении и даже кризисной Испании уровень оплаты труда варьируется от 5 до 18,7 евро в час. В США, Канаде, Австралии, Японии также уже давно труд оценивают по отработанным часам.
По данным Евростата, несмотря на финансовый кризис, средняя почасовая оплата труда в ЕС с 2008 по 2012 год выросла на 8,6 процентов. Самый высокий уровень оплаты труда в 2013 году была зафиксирован в Швеции (39 евро в час) и Дании (38,1 евро в час), самый низкий показатель из европейских стран - в Болгарии (3,7 евро) и Румынии (4,4 евро). В среднем же стоимость одного часа труда в странах ЕС составляет 23,1 евро, а в странах еврозоны - 27,6 евро. В США минимальная почасовая оплата труда удерживается на уровне 7 долларов (в 13 штатах утвержден более высокий уровень - 8,5 доллара). Еще в 2013 году среднестатистическая ставка почасовой оплаты в Соединенных Штатах выросла до 24,01 доллара.
Индексация заработной платы, согласно действующему трудовому законодательству, является одной из основных гарантий работника, позволяющей рассчитывать последнему на реальное увеличение его денежного содержания. Тем не менее, в действующем законодательстве отсутствуют механизмы, устанавливающие ограничения и правила такой индексации. В связи с вышеизложенным, второй новеллой законопроекта является установление обязанности работодателя по ежегодной индексации заработной платы работникам в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции. Стоит отметить, что данная инициатива уже получила широчайшую общественную поддержку на официальном интернет-портале общественных инициатив (https://www.roi.ru/15227/), получив одобрение более 100 000 граждан.
В связи с вышеизложенным, принимаемые законопроектом меры являются обоснованными и призваны устранить действующую несправедливость в отношении граждан нашей страны, более 20 миллионов которых уже находятся за чертой бедности.
Авторы законопроекта убеждены, что дополнительные средства, требуемые для реализации настоящего проекта федерального закона, могут быть изысканы путем введения прогрессивной шкалы налогообложения, отмены действующих налоговых льгот и преференций в сфере добычи и экспорта рыбных и лесных ресурсов, сырья.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Предлагаемое повышение почасовой оплаты труда в Российской Федерации до минимально допустимого уровня в 100 рублей потребует увеличения в федеральном бюджете 2017 года средств, направляемых на выплату денежного содержания государственных гражданских служащих и выплату заработной платы работникам предприятий и организаций федеральной формы собственности.
В связи с отсутствием в Российской Федерации действующего персонифицированного учета, провести точные расчеты необходимых для выделения средств федерального бюджета не представляется возможным.
В связи с вышеизложенным, расчеты осуществлялись на основании данных Росстата о распределении численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы.
Согласно расчетам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации увеличение почасовой оплаты труда до 100 рублей соответствует заработной плате в 16 500 тысяч рублей в месяц.
С учетом общей численности федеральных государственных служащих по данным Росстата, получающих менее 16 500 рублей, для увеличения их денежного содержания до вышеуказанной суммы, из федерального бюджета потребуется дополнительное выделение 18,7 миллиардов рублей.
С учетом общей численности работников бюджетных учреждений федеральной собственности, имеющих почасовую оплату труда менее 100 рублей, для увеличения их денежного содержания до вышеуказанной суммы, из федерального бюджета потребуется дополнительное выделение 231 миллиард рублей.
Максимальный общий дополнительный объем требуемых ресурсов федерального бюджета составит 249,7 миллиардов рублей.
С учетом сокращения расходов федерального бюджета на 10 процентов, объем требуемых средств составит 224,7 миллиардов рублей.
В случае недостаточности средств в федеральном бюджете для введения предлагаемой почасовой оплаты труда, начиная с 2017 года могут быть задействованы средства Фонда национального благосостояния. Соответствующие дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации могут быть внесены при подготовке проектов федерального бюджета на 2017 год.
Установление минимального размера оплаты труда при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации зависит от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за предыдущий квартал на момент вступления Федерального закона в силу, ввиду чего точные расчеты не представляются возможными.
Однако ввиду сокращения зарплат лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, выплат руководителям федеральных государственных унитарных предприятий, а также принятия иных предложений, направленных на сокращение фонда оплаты труда лиц, замещающих руководящие должности и перераспределения средств фонда оплаты труда, представляется, что выделение дополнительных средств бюджета на реализацию законопроекта не потребуется.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.