Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 923490-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части установления единого подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 ноября 2015 года (протокол N 267, пункт 63) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 923490-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления единого подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) новой статьей 29.2, устанавливающей порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами законодательства Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям федерального законодательства.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Следует отметить, что формулировки правовых норм проектируемой статьи 29.2 аналогичны по своему содержанию действующим правовым нормам частей 1, 2, 2.1 - 2.8 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу 1 января 2014 года.
Предложенный разработчиками проекта федерального закона порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами законодательства Российской Федерации по своей сути также аналогичен порядку, предусмотренному статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) и включающему в себя порядок проведения плановых и внеплановых проверок.
При этом следует отметить, что в пункте 5 проектируемой статьи, определяющей порядок проведения плановых проверок, отсутствует предусмотренный статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ срок внесения прокуратурой субъекта Российской Федерации предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок. Также, проект федерального закона не предусматривает положений, согласно которым органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения прокуратуры субъекта Российской Федерации и по итогам их рассмотрения направляют в прокуратуры субъекта Российской Федерации в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок. Таким образом, по мнению Комитета, отсутствие в пункте 5 проектируемой статьи 29.2 вышеуказанных правовых норм может ограничить права органов государственного контроля (надзора) в ходе согласования ежегодных планов проведения плановых проверок с прокуратурами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также с целью единообразного подхода к согласованию ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и планов проведения плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц считаем целесообразным пункт 5 проектируемой статьи 29.2 привести в соответствие с положениями статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Согласно пункта 6 проектируемой статьи внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании обращений граждан, организаций и информации от государственных органов, органов местного самоуправления о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Тем самым, устанавливается закрытый перечень случаев проведения внеплановых проверок.
При этом часть 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, также содержащая исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок, включает в себя большее количество таких оснований. Полагаем целесообразным соотнести и скорректировать соответствующие положения пункта 6 проектируемой статьи 29.2 и части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Кроме того, по тексту законопроекта имеется рад замечаний лингвистического и юридико-технического характера.
В частности, исходя из содержания пункта 2 проектируемой статьи 29.2 неясно, какие государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, имеются в виду с учетом того, что осуществление надзора органами прокуратуры предусмотрено в пункте 1 проектируемой статьи. Тем самым, по мнению Комитета, указанный термин нуждается в уточнении.
Вместе с тем, по мнению Комитета, указанные замечания и предложения могут быть доработаны и учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитетом отмечается, что предлагаемый законопроектом порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц устанавливается на основе единого подхода, аналогичного действующему порядку организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления, и направлен на координацию деятельности соответствующих органов государственной власти в рассматриваемой сфере правоотношений.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе поддержать концепцию проекта федерального закона N 923490-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.