Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Проект) разработан в целях совершенствования регулирования и лицензирования розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом посредством сети Интернет.
Проект направлен на создание условий по соблюдению легальности и обеспечению государственного контроля за розничной торговлей алкогольной продукцией дистанционным способом посредством сети Интернет.
В настоящий момент продажа алкогольной продукции дистанционным способом формально запрещена нормами постановления Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612 "Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом". Однако данный запрет фактически не действует. В сети Интернет функционирует множество сайтов и страниц в социальных сетях, на которых как прямо, так и посредством заключения притворных сделок, существуют предложения о продаже алкоголя. Соответственно запрет существует, и фиксация данного запрета на уровне закона существенно не сможет изменить ситуацию.
На основании анализа запросов к поисковым системам google.ru и yandex.ru. а также статистики крупнейших Интернет-ресурсов, представленных хозяйствующими субъектами в отрасли, можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в Российской Федерации имеется значительный неудовлетворенный спрос потребителей на продажу алкогольной продукции дистанционным способом. Большая часть запросов (около 80 процентов) приходится на людей возрастом 25 лет и выше (при этом за время исследования посетители сайтов в возрасте до 18 лет не интересовались покупкой алкоголя через Интернет).
2. Средний доход указанной категории посетителей составляет от 60 до 90 тысяч рублей в месяц.
3. Порядка 54 процентов запросов приходятся на вина, вина шампанские и игристые, являющиеся дорогостоящими продуктами и в основном потребляющимися по особым случаям.
Таким образом, основной целевой группой потребителей, которые будут покупать алкоголь дистанционным способом, будут достаточно обеспеченные, взрослые и состоявшиеся люди, не относящиеся к маргинализированным или асоциальным слоям населения (которые являются основной группой риска злоупотребления спиртными напитками).
Необходимо также учесть следующее. Средняя стоимость услуг по доставке алкоголя интернет-магазином, в случае легализации Интернет торговли, в крупных городах составит в среднем 100 рублей, а среднее время доставки до потребителя составит 1 день с момента оформления заказа. При этом "срочная доставка" будет стоить дороже, а время доставки составит от 3 до 5 часов.
Эти параметры делают полностью невозможным моментальную продажу дешевого алкоголя посредством Интернет, т.к. такая продукция, как правило, приобретается маргинализированными слоями населения, не желающими ожидать, для употребления "здесь и сейчас".
Исходя из вышеизложенных расчетов, массовая торговля недорогой алкогольной продукцией дистанционным способом представляется экономически нецелесообразной, т.к. для положительной маржинальности, дешевый алкоголь необходимо продавать в объемах, превышающих традиционный ритейл, что в условиях Интернет торговля не представляется возможным. При этом, важно отметить, что основными сегментом дистанционной торговли алкоголем, в случае ее легализации, будут качественные натуральные вина и дорогое крепкое спиртное.
По этой причине представляется целесообразным введение механизма действенного регулирования деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией дистанционным способом посредством сети Интернет.
Проектом предлагается ввести новый вид лицензии на розничную продажу алкогольной продукции через Интернет. Порядок выдачи таких лицензий будет устанавливаться органами федеральной власти. Осуществлять выдачу таких лицензий будет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Отчётность в форме деклараций по обороту алкогольной продукции будут предоставляться лицензиатами в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Кроме того, с 2016 г. такие организации обязаны будут фиксировать объемы розничной продажи алкоголя в системе ЕГАИС.
Список сайтов интернет магазинов организаций, обладающих данной лицензией, будет вестись в порядке и на условиях, определяемых, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данные сайты, как и доменные имена розничных продавцов алкоголя, предполагается разместить на хостинге провайдера или группы провайдеров, которых будет определять Росалкогольрегулирование. Данная мера позволит квалифицировать иные сайты, страницы и сервисы, предлагающие приобретение алкогольной продукции в Интернете, как нелегальную торговлю и в том числе, позволит блокировать такие сайты во внесудебном, либо досудебном порядке.
Основанием для выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции через Интернет будет являться обязательное наличие у соискателя лицензированного склада, а также лицензии на производство либо оптовую торговлю алкогольной продукцией. Данное требование обосновано тем, что любая интернет торговля осуществляется исключительно со склада. Кроме того, лицензии на производство и оптовый оборот имеет ограниченное количество участников рынка, среди которых большинство являются добросовестными участниками рынка, в силу строгих требований к их получению - это производители, импортеры, оптовики и крупные розничные торговые компании, имеющие собственные распределительные центры.
Данное требование не является дискриминационным, и не нарушает требования законодательства о защите конкуренции. Так, в частности, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях от 12 ноября 2003 г. N 17-П и от 18 марта 2004 г. N 150-О, подтвердил, что федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (статья 74, часть 2).
Также, важно отметать, что развитие интернет торговли алкоголем позволит производителям данной продукции, в том числе российским виноделам, малым и средним винодельческим хозяйствам юга России и Крыма, а также производителям напитков брожения (сидр и медовуха), импортерам и дистрибьюторам реализовывать продукцию, которая не представлена, либо не может быть представлена, по тем или иным причинам, в крупном сетевом ритейле, что в итоге приведет к продажам товаров с высокими потребительскими свойствами и качествами. Производители алкоголя, в том числе, винодельческие хозяйства, смогут напрямую коммуницировать с конечными потребителями, в целях продвижения культуры пития.
Помимо прочего, легализация интернет торговли алкогольной продукцией позволит крупному сетевому ритейлу развить интернет продажу продуктов питания, т.к. алкогольная продукция будет составлять значительную часть "в чеке", тем самым делая продажу продуктов питания посредством Интернет более выгодным для крупного сетевого магазина. В настоящий момент данный сегмент практически не развит и не популярен у потребителей в силу высокой стоимости необходимого для доставки заказа, а также высокой стоимости его доставки.
Важно отметить, что контроль оборота алкогольной продукции в сети интернет будет проходить еще на входе продукции на рынок. Деятельность легальных производителей, оптовиков и крупного ритейла легко контролируема, так как лицензии на производство и оптовый оборот выдает исключительно Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Служба же ведет реестр лицензий на производство и оборот алкогольной продукции. Процесс получения оптовой лицензии и лицензии на производство затратный и сложный, потому потенциальные нарушения в сфере интернет-торговли будут сведены к минимуму.
Таким образом, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка будет обладать всеми возможными инструментами для всестороннего контроля Интернет рынка алкогольной продукции.
Наличие Интернет-торговли позволит создать еще один цивилизованный канал сбыта легальной и качественной продукции, в первую очередь, российским виноделам и производителям натуральных напитков брожения.
Например, в США до 40% продукции виноделов реализуется посредством Интернет. Реализация предлагаемых законопроектом мер позволит не закрывать мировое направление в торговле алкоголем, а адаптировать его к российским условиям, сделав цивилизованным и открытым. Отсутствие в настоящее время регулирования в интернет торговле, опирающейся на более чем 250 тысяч розничных лицензий, будет замещено понятным, прозрачным и легко контролируемым механизмом реализации качественной продукции российских виноделов и производителей натуральных напитков брожения конечному потребителю.
Необходимо также отметить, что реализация изменений, предусмотренных законопроектом не повлечёт увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, так как обеспечит более эффективное регулирование интернет торговли алкогольной продукции по сравнению с политикой запретов.
Реализация предлагаемых законопроектом решений влечёт изменения объема полномочий и (или) компетенции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, при этом она не требует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приведёт к сокращению их доходов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.