Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 794559-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенному депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предлагается установить, что право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации предоставляется в обязательном порядке членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Обращаем внимание, что согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, при этом одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона). В связи с изложенным наделение депутата Государственной Думы как избранного представителя народа в федеральном органе государственной власти правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации нуждается в дополнительном обсуждении.
Что касается членов Совета Федерации, то согласно действующей редакции пункта 1 статьи 6 Федерального закона им может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Полагаем, что закрепленный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона перечень субъектов права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации не только воспроизводит федеральную модель субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации), но и является обоснованным с правовой точки зрения. При этом право законодательной инициативы депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительного органа местного самоуправления является основной формой его деятельности и одновременно гарантией данной деятельности; высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) является не только главой субъекта Российской Федерации и представляет его в отношениях с различными органами государственной власти, но и является одним из основных участников законодательного процесса в субъекте Российской Федерации (статья 8 Федерального закона), в связи с чем указание на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в качестве субъекта права законодательной инициативы в статье 6 Федерального закона отражает характер исполняемых им государственно-властных полномочий.
Дальнейшая же конкретизация положений Федерального закона в вопросе определения субъектов права законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации, а именно их регламентация на федеральном уровне представляется излишней и необоснованной и, на наш взгляд, может привести к ограничению права субъекта Российской Федерации на самостоятельное регулирование данного вопроса.
В связи с изложенным полагаем, что концепция законопроекта требует дополнительного обсуждения.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.