Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 794559-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части предоставления гарантий реализации права законодательной инициативы членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации),
внесенному депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается наделить членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти в субъекте Российской Федерации, посредством предоставления правомочий по внесению проектов законов субъектов Российской Федерации и поправок к ним в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В обоснование внесения вышеобозначенного изменения субъектом законодательной инициативы в пояснительной записке указывается на необходимость создания дополнительных законодательных механизмов, позволяющих обеспечить конструктивное эффективное взаимодействие органов представительной власти всех уровней, и прежде всего, федеральных и региональных органов законодательной.
Комитет, рассмотрев указанную законодательную инициативу, считает необходимым подчеркнуть следующее.
В силу статей 72 и 73 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнительный перечень субъектов, наделяемых правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, в связи с чем дополнительное правовое регулирование отношений в данной сфере представляется излишним.
Полагаем также, что закрепленный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень субъектов права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации не только воспроизводит федеральную модель субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации), но и является обоснованным с правовой точки зрения. При этом право законодательной инициативы депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительного органа местного самоуправления является основной формой его деятельности и одновременно гарантией данной деятельности; высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) является не только главой субъекта Российской Федерации и представляет его в отношениях с различными органами государственной власти, но и является одним из основных участников законодательного процесса в субъекте Российской Федерации (статья 8 Федерального закона), в связи с чем указание на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в качестве субъекта права законодательной инициативы в статье 6 названного законоположения отражает характер исполняемых им государственно-властных полномочий.
Кроме того, по смыслу положений подпункта "б" пункта 1 статьи 5 и подпункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, при этом одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона).
Учитывая изложенное, предложение автора о наделении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы как избранного представителя народа в федеральном органе государственной власти правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть поддержано в связи с тем, что дальнейшая конкретизация положений законодательства в вопросе определения субъектов права законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации, а именно их регламентация на федеральном уровне, на наш взгляд, может привести к ограничению права субъекта Российской Федерации на самостоятельное регулирование данного вопроса, что представляется недопустимым.
Комитет рекомендует Государственной Думе указанный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "19" октября 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.