Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 794559-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части предоставления гарантий реализации права законодательной инициативы членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации),
внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Золочевским
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 794559-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается предоставить членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, которое осуществляется в форме внесения проектов законов субъектов Российской Федерации и поправок к ним в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом законопроектом предусматривается, что данное право дифференцируется в зависимости от способа наделения полномочиями члена Совета Федерации и системы избрания депутата Государственной Думы.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Согласно пункту 1 действующей редакции статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) субъектами права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации выступают:
а) депутаты данного законодательного органа субъекта Российской Федерации;
б) высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) данного субъекта Российской Федерации;
в) представительные органы местного самоуправления, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Данный круг субъектов права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации является основным и присутствует во всех субъектах Российской Федерации.
Помимо обязательного круга субъектов права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации с учетом самостоятельности субъектов Российской Федерации в организации осуществления государственной власти конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством уже предусмотрена возможность наделения членов Совета Федерации правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, причем диспозитивно, что отвечает конституционным принципам федерализма.
Согласно подпункту б) пункта 1 статьи 5 Федерального Закона N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. При этом одними из основополагающих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации является самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (пункт ж) части 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ). Учитывая данные нормы, наделение правом законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации депутатов Государственной Думы нуждается в дополнительном обсуждении.
По мнению Комитета, дальнейшее императивное закрепление на федеральном уровне субъектов права законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации, является излишним и необоснованным и может привести к ограничению права субъекта Российской Федерации на самостоятельное регулирование данного вопроса.
Комитет также отмечает, что предлагаемый законопроектом дифференцированный подход к наделению указанным правом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в зависимости от способа наделения полномочиями, системы избрания соответственно, может оказывать влияние на содержание правового статуса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, устанавливая необоснованные различия.
На основании изложенного и с учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает указанный законопроект.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.