Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1018134-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Досье на проект федерального закона
Статья 11 Федерального закона "О парламентском контроле" регламентирует осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений.
При этом парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений включает в себя предварительный парламентский контроль, текущий парламентский контроль и последующий парламентский контроль. Таким образом, в определенной мере обеспечивается участие палат Федерального собрания на этапе проектирования важнейших документов в сфере бюджетных правоотношений, их текущего исполнения, а также оцениваются достигнутые итоговые результаты. В числе таких важнейших документов: закон о федеральном бюджете, основные направления бюджетной политики Российской Федерации, основные направления налоговой политики Российской Федерации, основные направления таможенно-тарифной политики Российской Федерации и бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период, проекты государственных программ Российской Федерации, которые являются базой для формирования федерального бюджета.
Вместе с тем, анализ правоприменительной практики указанной статьи показывает, что из поля зрения парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации, необоснованно выпадает деятельность юридических лиц и организаций с государственным участием - так называемых "госкомпаний" и "госкорпораций", оказывающих значительное влияние на экономическое развитие страны и распоряжающихся значительными объемами государственных финансовых средств. Это обстоятельство не позволяет в полной мере оценить и спрогнозировать эффективность использования государственных ресурсов в сфере бюджетных правоотношений.
Одним из вариантов решения этой проблемы является введение инструментов парламентского контроля в отношении указанных юридических лиц.
В этой связи в качестве объекта парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законопроектом предлагаются:
юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации превышает 30 процентов на конец предыдущего отчетного финансового года (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), а также организации, учрежденные:
- Российской Федерацией или
- указанными юридическими лицами или
- организациями, имеющими в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) указанных юридических лиц, превышающую (превышающий) 30 процентов на конец предыдущего отчетного финансового года (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
Таким образом в сферу парламентского контроля попадут все системообразующие компании с государственным участием и государственные корпорации. Станет возможным повысить прозрачность проводимой ими финансовой деятельности, закупок и др.
Указанные юридические лица и организации в соответствии с законопроектом представляют проекты своих финансовых планов на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу для рассмотрения профильными комитетами Государственной Думы. К данным финансовым планам предлагаются процедуры, аналогичные применяемым процедурам парламентского контроля к государственным программам Российской Федерации.
Принятие предлагаемых законопроектом мер обеспечат реализацию одной из базовых целей парламентского контроля - повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения (статья 2 Федерального закона "О парламентском контроле").
Включение указанных юридических лиц и организаций в качестве объекта парламентского контроля позволят системно оценить эффективность использования имеющихся государственных ресурсов, а также повысить качество проводимой работы по противодействию коррупции.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.