Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1019961-6 "О внесении изменения в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день в Российской Федерации законодательно установлена модель презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти ("неиспрошенное согласие" или "предполагаемое согласие"), закрепленная в статье 47 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и в статье 8 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека".
Данная модель трактует невыражение самим лицом, его близкими родственниками или законными представителями своей воли либо отсутствие соответствующих документов, фиксирующих ту или иную волю, как наличие положительного волеизъявления на осуществление изъятия органов и (или) тканей, при этом никто после смерти не может быть подвергнут данной процедуре, если известно об отрицательном отношении к этому самого лица, его близких родственников, законных представителей.
Сама по себе презумпция согласия на изъятие органов человека после его смерти является допустимой как с точки зрения Конституции Российской Федерации, так и с точки зрения положений международно-правовых актов.
Важно отметить, что действующая редакция статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" во взаимосвязи с частью 7 статьи 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предоставляет близким умершего донора право выразить свое несогласие на трансплантацию и после смерти донора, вплоть до момента изъятия органов и (или тканей).
Однако действуя в соответствии с законодательными нормами, то есть, руководствуясь презумпцией согласия для посмертного донорства, врачи часто сталкиваются с последующими судебным исками родственников умершего, несогласных в силу различных причин с проведенным изъятием органов для пересадки.
Одним из часто применяемых аргументов является даже не возражение против изъятия для трансплантации, а указание на отсутствие информированности по поводу намерения произвести изъятие органов. Так, близкие зачастую узнают о произведенном изъятии случайно, из заключений экспертизы или иных источников и считают такой подход нарушением их прав.
С одной стороны, на сегодняшний день при отсутствии выраженного несогласия на изъятие органов закон исключает близких умершего из дальнейших отношений по поводу трансплантации и не обязывает учреждения здравоохранения информировать близких умершего донора о дальнейшей судьбе его органов. С другой стороны в данном вопросе немаловажен морально-этический аспект, который требует учитывать положения статьи 3 "Запрещение пыток" и статьи 8 "Право на уважение частной и семейной жизни" Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также положения статьи 23 Конституции Российской Федерации, из предписаний которой вытекает и обязанность законодателя обеспечить уважительное отношение со стороны любых третьих лиц к волеизъявлению лица по вопросам, касающимся его личной жизни, гарантируя его учет в том числе после смерти данного лица. Поскольку неотъемлемым элементом частной жизни являются родственные и семейные отношения то предполагается необходимость уважительного отношения и создания условий для возможно полного учета мнения ближайших родственников умершего лица по тем вопросам посмертных отношений, по которым мнение самого умершего осталось невыявленным.
Информирование близких умершего донора о планируемом изъятии органов и (или) тканей для трансплантации с одной стороны, позволит им реализовать свое право на выражение несогласия до момента трансплантации, а с другой стороны обеспечит соблюдение морально-этического аспекта в данных отношениях.
Законопроектом предлагается установить обязанность учреждения здравоохранения информировать близких умершего о намерении изъятия органов и (или) тканей для трансплантации. Если после такого информирования близкие не воспользуются своим правом и не заявят в установленном порядке о несогласии на изъятие органов для трансплантации, то учреждение здравоохранения уведомляет их о факте изъятия органов и (или) тканей, основываясь на презумпции согласия.
Законопроект позволит исключить в дальнейшем претензии к учреждениям здравоохранения со стороны близких умерших доноров, основанные на фактах отсутствия информации об изъятии органов для трансплантации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведёт к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, или изменения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.