Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на реализацию политики государства по деофшоризации российской экономики и создание стимулов на возврат вывезенных из страны капиталов под российскую юрисдикцию.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 1 февраля 2016 года на совещании с членами Правительства Российской Федерации по вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества, указал, что новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции и неправильно идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики.
Законопроектом вносится изменение в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому покупателями приватизируемого государственного и муниципального имущества (акций акционерных обществ, объектов недвижимого имущества, земельных участков) не могут являться офшорные компании и российские юридические лица, прямо или косвенно контролируемые офшорными компаниями.
Кроме того, таким компаниям, являющимся собственниками приватизированного ранее недвижимого имущества, которое расположено на находящимся в государственной или муниципальной собственности земельном участке, запрещается приобретать такой земельный участок в собственность. Таким образом, указанные лица смогут пользоваться земельным участком на основании договора аренды. Данное ограничение позволит не допустить приобретение офшорными компаниями и контролируемыми ими российскими юридическими лицами земельных участков.
Необходимо отметить, что в целях сохранения стабильности права собственности законопроектом не вводится никаких ограничений на любое имущество, уже находящееся на праве собственности или ином вещном либо обязательственном праве у вышеуказанных лиц.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно законопроекту аналогичный запрет предусмотрено ввести и в отношении офшорных компаний и контролируемых ими российских юридических лиц.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о необходимости проведения амнистии капиталов, возвращающихся в Россию, поскольку этот капитал можно будет использовать для участия в приватизации государственного или муниципального имущества, а также для приобретения акций стратегически значимых акционерных обществ только в случае перевода в российскую юрисдикцию активов из офшорных компаний и подконтрольных им формально российских юридических лиц.
Финансово-экономическое обоснование
по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не потребует выделения дополнительных средств из Федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.