Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не оснащены приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующих коммунальных услуг.
При этом предусмотрено, что меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным категориям граждан в виде 50 процентов оплаты коммунальных услуг, не распространяются на случаи применения указанных повышающих коэффициентов.
Кроме того, этим же законом для указанных категорий граждан был существенно снижен объем мер социальной поддержки в части оплаты коммунальных услуг.
Так, предусмотрено, что компенсация расходов таких граждан на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов предоставляется только в пределах нормативов потребления, установленных в субъектах Российской Федерации, тогда как ранее она предоставлялась на весь объем потребляемых коммунальных услуг.
В ряде регионов, где на отдельные коммунальные услуги установлены заниженные нормативы потребления, это привело к существенному снижению объема мер социальной поддержки для льготных категорий граждан.
От подобных нововведений пострадали:
- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- малоимущие граждане и иные категории.
Такие изменения законодательства в отношении льготных категорий граждан представляются необоснованными и противоречащими Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 55).
Как правило, у этих людей нет средств на установку дорогостоящих приборов учета, а дотационные регионы не в состоянии им помочь.
Вместо того, чтобы предоставить субъектам Российской Федерации средства для адресной поддержки граждан в части установки им приборов учета, на законодательном уровне для этих людей устанавливается норматив потребления коммунальных услуг, при превышении которого они не только лишаются социальной поддержки государства, но и получают дополнительное увеличение платы за коммунальные услуги в виде повышающих коэффициентов.
Российская Федерация согласно Конституции является социальным государством, и такое снижение уровня социальной защиты льготных категорий граждан является недопустимым.
В связи с изложенным законопроект предусматривает:
1) отмену применения повышающих коэффициентов в отношении:
- инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
- инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- граждан, признанных малоимущими.
2) восстановление для ряда указанных категорий граждан в полном объеме 50-ти процентной льготы по оплате коммунальных услуг.
3) обязанность Российской Федерации обеспечить установку приборов учета льготным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг"
Принятие проекта федерального закона может повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета на:
- восстановление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, объем которых с 1 января 2016 года был ограничен Федеральным законом N 176-ФЗ;
- предоставление субъектам Российской Федерации субвенций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов отдельным категориям потребителей, нуждающихся в оказании государственной поддержки.
Объем средств федерального бюджета на восстановление мер социальной поддержки будет равен объему средств, необходимому для предоставления соответствующим категориям граждан в полном объеме компенсации в размере 50% по оплате коммунальных услуг, в том числе недополученной в период с 1 января 2016 года до дня принятия данного проекта федерального закона.
Объем же средств федерального бюджета на предоставление субъектам Российской Федерации субвенций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов отдельным категориям потребителей, нуждающихся в оказании государственной поддержки, будет зависеть от порядка реализации указанного полномочия, который предлагается установить Правительству Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг"
Принятие федерального закона повлечет необходимость определения Правительством Российской Федерации порядка предоставления субвенций субъектам Российской Федерации на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов отдельным категориям потребителей, нуждающихся в оказании государственной поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.