Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 911766-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Действующий в настоящее время минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) установлен с 1 января 2015 года в сумме 5 965 рублей в месяц.
Проектом федерального закона предполагается повысить МРОТ с 1 января 2016 года на (4,0 %) и установить его в сумме 6 204 рубля в месяц.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, данное предложение нацелено на создание условий, не ухудшающих ситуацию в экономике и на рынке труда, а также позволяет сохранить предпринимательскую активность в реальном секторе экономики за счет постепенного увеличения фискальной нагрузки на работодателей и на наиболее уязвимые категории плательщиков страховых взносов (индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусов).
Кроме того, указывается, что предлагаемое увеличение МРОТ соответствует общим подходам формирования проекта федерального бюджета на 2016 год в части обеспечения государственных социальных гарантий с учетом изменения социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
При этом согласно внесенному в Государственную Думу прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (базовый вариант, положенный в основу формирования проекта бюджета) прогнозируемый на 2016 год уровень инфляции составляет 6,4%, на 2015 год - 12,2% (оценка).
Таким образом, предлагаемая законопроектом индексация МРОТ на 2016 год существенно ниже прогнозируемого уровня инфляции.
По предварительной оценке в 2015 году соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения составит 55,5%.
В 2009 году МРОТ составлял 77,7% величины прожиточного минимума, в 2014 году - 64%.
Соотношение предлагаемого законопроектом МРОТ к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2016 году составит лишь 53,6%.
В этом случае предлагаемая динамика повышения МРОТ не позволит довести минимальный размер оплаты труда к 2017 году до величины прожиточного минимума трудоспособного населения и, соответственно, выполнить п. 2.3 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы.
Следовательно, вопрос об установлении порядка и сроков поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, вновь предлагается отложить, с чем нельзя согласиться.
В связи с этим Правительство Российской Федерации должно представить ко второму чтению данного законопроекта информацию о планах поэтапного повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Согласно финансово - экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует в 2016 году дополнительных расходов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы: для федеральных государственных учреждений в сумме 0,1 млрд. рублей; для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в сумме 0,8 млрд. рублей.
При этом в финансово - экономическом обосновании отмечается, что дополнительные расходы на повышение заработной платы могут быть изысканы за счет перераспределения средств фонда оплаты труда и выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней на реализацию законопроекта не потребуется.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год дополнительные средства на указанные цели не предусмотрены. Предлагаемые источники финансового обеспечения повышения МРОТ (перераспределение средств фонда оплаты труда) не позволяют оценить достаточность заложенных в бюджете средств и возможность реализации законопроекта в случае его принятия.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечено, что законопроект может быть поддержан с учетом дополнительных обоснований.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта. Вместе с тем, Комитет отмечает, что в 2016 году необходимо продолжить работу по согласованию позиций сторон социального партнерства по механизму поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения и выработке предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального и юридико-технического характера не имеется.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 911766-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.