Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Как следует из представленных к законопроекту материалов, исходной базой составления бюджета Фонда являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2015 год, рассчитанные на базе показателей за первое полугодие текущего года.
Доходная часть бюджета Фонда на 2016 год сформирована в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда на 2016 год определены в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год представлены в следующей таблице:
Основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год
(млн. рублей) | ||||
Показатели |
2014 |
2015 |
2015 |
2016 |
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 г. N 322-ФЗ |
Законопроект N 611448-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 г. N 386-ФЗ (с учетом изменений) |
Законопроект N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" |
|
Доходы - всего, |
565 023,0
(- 25 249,3 или 95,7% к предыдущему году) |
538 662,5
(- 26 360,5 или 95,3% к предыдущему году) |
519 481,1
(- 45 541,9 или 91,9% к предыдущему году) |
614 493,5
(+95 012,4 или 118,3% к предыдущему году) |
в том числе: - по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, |
436 684,3
(+22 489,4 или 105,4% к предыдущему году) |
400 202,6
(-36 481,7 или 91,6% к предыдущему году) |
387 145,6
(- 49 538,7 или 88,6% к предыдущему году) |
471 391,0
(+84 245,4 или 121,7% к предыдущему году) |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
95 417,1
(+12 770,9 или 115,5% к предыдущему году) |
103 433,5 (+8 016,4 или 108,4% к предыдущему году) |
97 309,0
(+1 891,9 или 102,0% к предыдущему году) |
103 483,3
(+6 174,3 или 106,0% к предыдущему году) |
- средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
|
|
|
|
федерального бюджета, |
13 891,6
(- 60 509,7 или 18,7% к предыдущему году) |
15 996,5
(+2 104,8 или 115,1% к предыдущему году) |
15 996,5
(+ 2 104,9 или 115,1% к предыдущему году) |
20 865,1
(+4 868,6 или 130,4% к предыдущему году) |
бюджета ФФОМС |
19 030,0 0,0 |
19 030,0 0,0 |
19 030,0 0,0 |
18 754,0
(-276 или 98,5% к предыдущему году) |
Расходы - всего,
в том числе: |
564 917,2
(-41 601,3 или 93,1% к предыдущему году) |
594 084,4
(+29 167,2 или 105,2% к предыдущему году) |
602 687,2
(+37 770 или 106,7% к предыдущему году) |
647 978,4
(+45 291,2 или 107,5% к предыдущему году) |
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
450 277,8
(+ 13 240,7 или 103,0% к предыдущему году) |
471 208,6
(+20 930,8 или 104,6% к предыдущему году) |
481 288,8
(+31 011 или 106,9% к предыдущему году) |
516 892,6
(+35 603,8 или 107,4% к предыдущему году) |
доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
79,7% |
79,3% |
79,85% |
79,77% |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
81 717,9
(+ 5 667,8 или 107,5% к предыдущему году) |
87 849,3
(+6 131,4 или 107,5% к предыдущему году) |
86 371,9
(+4 654 или 105,7% к предыдущему году)
|
91 466,7
(+5 094,8 или 105,9% к предыдущему году) |
Профицит/дефицит (-) |
105,8 |
- 55 421,9 |
-83 206,1 |
- 33 484,9 |
в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 13 593,4 |
- 71 006,1 |
- 94 143,1 |
- 45 501,5 |
В целом расчеты произведены исходя из:
- базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год:
670 000 рублей - в 2015 году,
718 000 рублей - в 2016 году.
Для сведения: в 2014 году - 624 000 рублей.
- доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 83,72% в 2016 году;
- установленных законодательством тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для различных категорий плательщиков.
При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом рассмотрены положения законопроекта, касающиеся выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, а также связанные с реализацией национального проекта "Здоровье".
Расходы на выплату пособия по беременности и родам произведены на основе положений и норм Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и предусматривают:
- исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
- следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
100 |
44 975,34 |
49 639,45 |
53 887,12 |
Расчет расходов на 2016 год на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком*(1), единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2015 году 98,98%, в 2016 году 98,82%.
Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
Данные по расходам, осуществляемым Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, приведены в следующей таблице.
Расходы, осуществляемые Фондом социального страхования Российской Федерации по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(млн. руб.) | |||
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
1. Выплата пособия по беременности и родам |
96 779,7 (+ 11 063,8 или 112,9% к предыдущему году) |
106 889, 0 (+10 109,3 или 110,4% к предыдущему году) |
117 656,7 (+10 767,7 или 110,1% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
163,9 |
168,2 +4,3 |
165,66 -2,54 |
2. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
509,2 (+ 73,9 или 117,0% к предыдущему году) |
549,1 (+39,9 или 107,8% к предыдущему году) |
573,9 (+24,8 или 104,5% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
895,3 |
918,2 +22,9 |
906,4 -11,8 |
3. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка |
19 982,2 (+1 915,6 или 110,6% к предыдущему году) |
20 986,2 (+1 004,0 или 105,0% к предыдущему году) |
22 101,7 (+1 115,5 или 105,3% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
1 322,0 |
1 316,0 -6 |
1 309,1 -6,9 |
4. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком |
|
|
|
- гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
115 288,6
(+892,3 или 100,8% к предыдущему году) |
132 381,3
(+17092,7 или 114,8% к предыдущему году) |
148 595,0
(+16213,7 или 112.2% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
16 573,0 |
17 258,5 +685,5 |
17 798,86 +540,36 |
- гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий*(2) |
2 662,1
(+619,7 или 130,3% к предыдущему году) |
2 168,1
(-494,0 или 81,4% к предыдущему |
2 416,2
(+248,1 или 111,4% к предыдущему
|
количество оплачиваемых пособий |
1517,1 |
824,4 -733,06 |
303,5 -520,9 |
5. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства*(3) |
2 180,6 (+325,5 или 117,5% к предыдущему году) |
2 685,6 (+505,0 или 123,2% к предыдущему году) |
3 008,4 (+322,8 или 112,0% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
1,130 |
1,214 +0,084 |
1,214 |
6. Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, по проведению профилактических осмотров ребенка в течение начального периода жизни (ранее - первого года жизни) |
19 030,0 |
19 030,0 0 |
18 754,0 (-276 или 98,5% к предыдущему году) |
ИТОГО: |
256 432,4 |
284 689,3 (+28 256,9)
или 111,02% к предыдущему году) |
313 105,9 (+28 416,6)
или 109,98% к предыдущему году) |
Сводные данные по размерам пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей приведены в таблице:
Размеры пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(руб.) | |||
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Пособие по беременности и родам |
100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов*(4) |
||
Предельная сумма выплаты в месяц | |||
44 975,34 (+4 372,60) |
49 639,45 (+4 664,11) |
53 887,12 (+4 247,67) |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
13 741 (+ 654) |
14 497,80 (+756,8) |
15 425,66 (+ 927,86) |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
517 (+ 25) |
543,67 (+26,67) |
578,44 (+ 34,77) |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
40 % размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов |
||
Предельная сумма выплаты в месяц | |||
17 990,14 |
19 855,78 (+1865,64) |
21 554,85 (+1699,07) |
|
Минимальные размеры | |||
по уходу за первым ребенком |
2 578,0 (+123) |
2 718,34 (+140,34) |
2 892,31 (+173,97) |
по уходу за вторым и последующими детьми |
5 153,0 (+ 245) |
5 436,67 (+283,67) |
5 784,62 (+347,95) |
Анализ законопроекта и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Бюджет Фонда на 2016 год сформирован с дефицитом в сумме 33 484,9 млн. рублей (на 2015 год дефицит составил 83 206,1 млн. руб.).
При этом в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет формируется с дефицитом в сумме 45 501, 5 млн. руб. (в 2015 году - 94 143,1 млн. руб.).
Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в 2016 году в качестве источника финансирования дефицита бюджета предусмотрено привлечение остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 1 января 2016 года, привлекаемого в сумме 45 501,6 млн. рублей. В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом в сумме 12 016,6 млн. рублей.
2. В соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" произведен расчет расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2016 год на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2014 год, ожидаемого исполнения бюджета в 2015 году, с учетом прогнозируемого роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и влияния предельного размера пособия.
3. В соответствии с нормами Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" произведен расчет расходов на 2016 год на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Количество пособий определено с учетом прогнозируемого изменения рождаемости в 2016 году - 98,82%.
4. В 2016 году предусмотрены трансферты из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, в сумме 18 754,0 млн. рублей. Отмечается незначительное уменьшение расходов на вышеназванные цели (в 2014 и 2015 годах предусматривались средства в размере 19 030, 0 на каждый из периодов). Объем средств запланированных на 2016 год определен с учетом сохранения стоимости "Родового сертификата" на уровне 2015 года в размере 11,0 тыс. рублей.
5. Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет возросли, как и количество получателей. Так на 2016 год расходы на вышеназванные цели запланированы в сумме 148 595,0 млн. рублей на оплату 17 798,86 тыс. пособий. При этом на 2015 год планировались 132 381, 3 млн. рублей на оплату 17 258,5 тыс. пособий.
6. Также отмечается рост расходов Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка. На 2016 год предусмотрены средства в сумме 22 101,7 млн. рублей на оплату 1 309,1 тыс. пособий (на 2015 год в бюджете было заложено 20 986,2 млн. рублей на оплату 1 316, 0 тыс. пособий).
7. Увеличивается финансирование в части расходов Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - запланированы на 2016 год в сумме 573,9 млн. рублей на оплату 906,4 тыс. пособий (в 2015 году - 549,1 млн. рублей на оплату 918,2 тыс. пособий).
8. В соответствии с нормами указанного закона произведены расчеты на 2016 год расходов на осуществление выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий:
- в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 2 416,2 млн. рублей на оплату 303,5 тыс. пособий;
- в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" в сумме 3,7 млн. рублей на оплату 558 пособий.
9. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 468-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрены в 2016 году в сумме 3 008,4 млн. рублей на оплату 1,214 млн. дней (на 2015 год - 2 685,6 млн. рублей на оплату 1,214 млн. дней).
По мнению Комитета, предусмотренный в законопроекте уровень финансирования позволит обеспечить необходимый уровень социальной защищенности получателей пособий в связи с материнством: беременных женщин и родителей.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
О.Н. Епифанова |
_____________________________
*(1) См. также принцип расчета расходов на выплату пособия по беременности и родам
*(2) В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
*(3) В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации
*(4) 670 000 рублей - в 2015 году, 718 000 рублей - в 2016 году
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.