Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 891249-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов",
внесенному Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 октября 2015 года (протокол N 260, пункт 62) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 891249-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов".
Проект подготовлен в целях уточнения процедур проведения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов.
В настоящее время процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов применяются с 1 января 2014 года в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а с 1 января 2015 года - в отношении городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
По сведениям авторов проекта, анализ опыта проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации показал, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, за исключением городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, практически не затрагивают вопросов осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В связи с этим, проектом предлагается установить инициативный порядок проведения органами местного самоуправления оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципальных образований (за исключением городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации) и экспертизы нормативных правовых актов муниципальных образований.
Также проектом предлагается исключить не вступившие в силу положения о введении процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в отношении муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (с 1 января 2016 г.) и иных муниципальных образований (с 1 января 2017 г.).
Кроме того, предусматривается исключение из области оценки регулирующего воздействия, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих бюджетные правоотношения, установление налогов и сборов, регулирование цен и тарифов.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения действительно позволят усовершенствовать правовой механизм проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Представляется целесообразным установление императивного порядка проведения данных процедур только в отношении городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Полагаем, что данное изменение не ограничит иные муниципальные образования в проведении процедур оценки, так как проектом предусматривается инициативный порядок проведения данных процедур для таких муниципальных образований.
Иными словами, любое муниципальное образование на территории Российской Федерации в случае необходимости будет вправе провести оценку регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизу муниципальных нормативных правовых актов.
В отношении вопроса об исключении из предметной области оценки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих бюджетные правоотношения, установление налогов и сборов, регулирование цен и тарифов, следует отметить, что действующая редакция Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает проведение оценки регулирующего воздействия, в том числе, в целях выявления положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В этой связи, представляется, что сферы бюджетных правоотношений, установления налогов и сборов, а также регулирования цен и тарифов, затруднительно рассматривать с точки зрения "необоснованности таких расходов", так как данные правоотношения являются отличительным признаком государственности и суверенности публичного образования (и соответственно существенным условием общественного договора в широком смысле).
Иными словами, полагаем, что данные изменения также являются целесообразными.
Необходимо отметить, что к проекту имеются отдельные юридико-технические замечания Правового управления аппарата Государственной Думы, которые могут быть устранены при подготовке проекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.