Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1022455-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Досье на проект федерального закона
Сегодня в России Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрена возможность выплаты ежемесячного детского пособия на ребенка до достижения им 16-летнего возраста. Кроме того, если ребенок не оканчивает школу до 16 лет, то выплата этого пособия может продлеваться до окончания им образовательного учреждения, но не более чем до 18 лет. Так, в соответствии с действующим законодательством, один из родителей (или попечителей, опекунов, усыновителей) имеет право получения ежемесячного пособия на каждого ребенка до достижения им 16 лет. Целью этой государственной гарантии является поддержка молодых семей, помощь по уходу за ребенком и улучшение демографической ситуации в стране.
Однако такое пособие получают только те семьи, которые имеют среднедушевой доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума, иначе, малоимущим семьям. (Иные семьи считаются достаточно обеспеченными для самостоятельного ухода за ребенком.) При этом среднедушевой доход семьи определяется согласно такому правилу: общая сумма дохода (заработная плата, пособие по безработице, алименты, стипендия, пенсия и другие доходы) за последние месяцы делится на количество членов семьи, включая супругов и детей, и еще раз делится на три.
Вместе с тем вышеуказанным Федеральным законом установлено, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, финансирование пособий осуществляется из средств регионального бюджета. Вследствие этого размер выплат в разных субъектах РФ различается, поскольку зависит от конкретного региона и от особенностей устанавливаемых правил выплаты пособия и от особенностей получателей пособия.
На сегодняшний день в Российской Федерации складывается достаточно тяжелая ситуация с выплатами детского пособия на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет. Поскольку размер пособия устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации отдельно в зависимости от прожиточного минимума, разброс в суммах является достаточно большим: от 250 рублей до 800 рублей. Естественно, чем ближе к Москве или Санкт-Петербургу, тем, соответственно выплата выше.
Так, например, в Москве размер пособия на ребенка до 16 лет составляет 800 рублей, для матери-одиночки - 1600 рублей, а для детей, на которых не выплачиваются алименты, - 1200 рублей.
В Тамбовской же области размер областного ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет составляет 158 рублей, для матери-одиночки - 295 рублей, на ребенка-инвалида - 211 рублей, на ребенка из семьи, утратившей статус многодетной, - 342 рубля. При этом прожиточный минимум в Тамбовской области за 4 квартал 2015 года составил на душу населения 7 834 руб. Минимальный размер оплаты труда в Тамбовской области с 1 января 2016 года установлен на уровне 6 240 руб. для работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы и 7 500 руб. для работников организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Между тем в семьях, в которых есть дети, требуется прилично денежных средств. Не всегда родители, даже получающие доход выше минимального размера оплаты труда, располагают этими денежными средствами в достаточном размере, не говоря уже о малоимущих семьях. Речь даже не идет о новорожденных детях, - колоссальные деньги требуются на покупку еды, лекарств, одежды, школьных принадлежностей, оплату учебы, детских кружков, секций. Особенно тяжело это делать в ситуации экономического кризиса. Именно поэтому государство должно постоянно поддерживать семьи, где есть дети.
В России действуют различные программы, направленные на поддержку семей с детьми и повышение демографических показателей. Это и программа "Молодая семья", и "Материнский капитал", и другие. Однако большинство этих программ, как федеральных, так и региональных, имеют единоразовый характер, а выплаты осуществляются только при наступлении определенных обстоятельств и при определенных условиях.
Именно поэтому пособие на ребенка, выплачиваемое ежемесячно, вызывает у российских семей особый повышенный интерес.
В связи с этим представляется необходимым на государственном уровне создать и обеспечить эффективную поддержку семей с детьми на их воспитание, тем самым реально содействуя семейному бюджету, адресно помогая семьям с детьми. На основании изложенного настоящим проектом федерального закона предлагается установить, что пособие на ребенка выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного на региональном уровне.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые предлагается учесть при формировании федерального бюджета на 2017 год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не потребует принятия, внесения изменений, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.