Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2000 г. N 58-Г99-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 21 января 2000 г. частную жалобу Общественной организации "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" на определение Хабаровского краевого суда от 29 ноября 1999 г. об отказе в принятии заявления о признании недействительным Закона Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. N 78 "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности в Хабаровском крае" (с последующими изменениями и дополнениями).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Общественная организация "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" обратилась в суд с заявлением о признании недействительным Закона Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. N 78 "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности в Хабаровском крае" (с последующими изменениями и дополнениями), ссылаясь на то, что этот Закон противоречит федеральному законодательству и нарушает права хозяйствующих субъектов Хабаровского края.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 29 ноября 1999 г. в принятии заявления было отказано со ссылкой на неподведомственность суду дел по жалобам на нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В частной жалобе Общественной организации "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" поставлен вопрос об отмене определения, как вынесенного с нарушением норм процессуального права.
Проверив материал по жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в принятии заявления по настоящему делу, суд принял во внимание то обстоятельство, что 16 июня 1998 года было принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации", в соответствии с п. 3 резолютивной части которого полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов по осуществлению вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия названных нормативных актов ниже уровня Федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации, могут быть установлены Федеральным конституционным законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже Федерального закона, перечисленные в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации.
Между тем, с 19 октября 1999 г. действует Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с ч. 4 ст. 27 этого Закона законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Таким образом, с принятием этого Закона были устранены препятствия для рассмотрения в суде дела об обжаловании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем оснований для отказа в принятии заявления Общественной организации "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" к производству Хабаровского краевого суда не имелось.
Дела по жалобам на нормативно-правовые акты органов государственной власти Хабаровского края подсудны Хабаровскому краевому суду, поскольку в ст.ст. 9 и 19 указанного Федерального закона указано на то, что споры по поводу нормативных правовых актов, принимаемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, разрешаются судом соответствующего уровня. Именно краевой суд является соответствующим уровню законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти Хабаровского края судом, в связи с чем дело по жалобе общественной организации "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" Закон Хабаровского края подлежит рассмотрению в Хабаровском краевом суде.
На основании п. 2 ст. 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение судьи Хабаровского краевого суда от 29 ноября 1999 г. отменить.
Заявление Общественной организации "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" о признании недействительным Закона Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. N 78 "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности в Хабаровском крае" (с последующими изменениями и дополнениями) направить в Хабаровский краевой суд для рассмотрения по существу.
См. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2000 г. N 56-Г00-11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2000 г. N 58-Г99-13
Текст определения официально опубликован не был