Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 825157-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(в части установления запрета на распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения до устранения нарушений, связанных с ненадлежащим использованием такого земельного участка)" -
внесен Законодательным Собранием Калужской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 825157-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления запрета на распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения до устранения нарушений, связанных с ненадлежащим использованием такого земельного участка)", внесенный Законодательным Собранием Калужской области (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусмотрев, что при установлении уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора фактов ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, указанных в пунктах 3 и 4 данной статьи, собственник не вправе распоряжаться указанным земельным участком до устранения нарушений.
Как следует из пояснительной записки, внесение Законопроекта обусловлено тем, что действующее законодательство позволяет избежать процедуры принудительного изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Также указывается, что недобросовестные владельцы передают права на земельный участок аффилированным или иным заинтересованным лицам, избегая установленной законодательством ответственности.
Комитет обращает внимание, что в пояснительной записке не приводится каких-либо сведений, в том числе статистических, подтверждающих невозможность осуществления процедуры изъятия земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства в условиях существующего правового регулирования (например, отсутствуют сведения о количестве земельных участков, которые не удалось изъять, но в отношении которых был доказан факт неиспользования в течение трех лет, а также количестве судебных решений, в соответствии с которыми субъекту Российской Федерации было отказано в изъятии неиспользуемого земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, количестве случаев, когда новый собственник земельного участка оказался лицом, в дальнейшем также не использовавшим земельный участок по целевому назначению).
Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи, по мнению Комитета, предлагаемые ограничения не в полной мере соответствуют тем целям, для которых Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации допускается введение подобных ограничений. Кроме того, одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Комитет считает необходимым подчеркнуть, что Законопроект фактически не содержит механизмов его реализации. Так, не представляется возможным определить, каким образом будет действовать запрет на совершение сделок с земельными участками, поскольку Законопроектом не предусматривается возможность введения каких-либо ограничительных мер в судебном или внесудебном порядке, а также направление соответствующей информации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним для целей приостановления или отказа в государственной регистрации при совершении сделок с соответствующим земельным участком. Также не учитывается, что земельный участок, правообладателем которого допущены нарушения, заключающиеся в неиспользовании по целевому назначению, может быть разделен с образованием новых земельных участков или объединен с другим земельным участком. При этом на образуемые земельные участки соответствующие запреты на распоряжение не устанавливаются.
Помимо прочего в законопроекте отсутствуют нормы, регламентирующие порядок снятия запрета на распоряжение земельным участком сельскохозяйственного назначения в случае, если собственником земельного участка устранены ранее допущенные им нарушения требований земельного законодательства. В частности, не урегулирован вопрос о том, требуется ли для снятия соответствующего запрета проведения новой проверки органами государственного земельного надзора с оформлением результатов такой проверки либо собственник земельного участка вправе в уведомительном порядке представить информацию об устранении им соответствующих нарушений.
На основании вышеизложенного, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 825157-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления запрета на распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения до устранения нарушений, связанных с ненадлежащим использованием такого земельного участка)" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.