Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)", внесенный депутатами Государственной Думы Э.А. Валеевым, Н.И. Макаровым, В.Н. Плигиным, В.А. Поневежским, Ю.П. Синельщиковым, В.В. Пинским, Р.М. Марданшиным и др.
Законопроектом предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве. В этих целях Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, позволяющими включать в досудебное соглашение о сотрудничестве обязательства подозреваемого или обвиняемого содействовать в раскрытии и расследовании не только преступлений, в совершении которых он подозревается или обвиняется, но и иных преступлений, не связанных с деянием, за которое он привлекается к уголовной ответственности (пункт 4, подпункт "а" пункта 6, подпункт "б" пункта 8, подпункты "б" и "в" пункта 9, пункт 10, подпункты "б" и "в" пункта 11 законопроекта).
Кроме того, законопроект в подпункте "в" пункта 6 расширяет полномочия прокурора в части предоставления ему возможности в случае обжалования подозреваемым или обвиняемым, его защитником постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве истребовать находящиеся в производстве материалы проверки сообщения о преступлении, материалы уголовного дела и проверять законность и обоснованность принятого следователем, руководителем следственного органа решения. При этом если прокурор признает постановление следователя, руководителя следственного органа об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве незаконным или необоснованным, он отменяет его и заключает досудебное соглашение о сотрудничестве.
Помимо этого, в пункте 7 законопроекта предусматривается обязанность прокурора разъяснять подозреваемому или обвиняемому, заявившему ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, что в случае отказа от дачи показаний в суде в отношении соучастников преступления и иных лиц, совершивших преступление его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу; что приговор может быть пересмотрен, если после назначения подсудимому наказания будет обнаружено, что он умышленно сообщил ложные сведения или умышленно скрыл от следствия или суда какие-либо существенные сведения, не выполнил обязательства досудебного соглашения о сотрудничестве; что после рассмотрения выделенного в отношении него уголовного дела он может быть привлечен в качестве свидетеля к участию в уголовном деле в отношении соучастников преступления и иных лиц, совершивших преступление.
В соответствии с законопроектом прокурор вправе давать согласие на выделение уголовного дела в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве (пункт 2), а также в случае сообщения лицом, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, сведений лишь о собственном участии в совершенном деянии или о действиях лиц, которых невозможно привлечь к уголовной ответственности, либо сведений, уже известных органам предварительного расследования, или в случае отказа от дачи показаний, изобличающих соучастников и (или) участников иных преступлений, а равно при выявлении других данных о невыполнении подозреваемым или обвиняемым обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве выносить постановление о прекращении такого соглашения (подпункт "а" пункта 1 и подпункт "б" пункта 8).
Кроме того, проектные статья 389.15, 401.15 и 412.9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняются новым основанием для отмены или изменения приговора в апелляционном, кассационном и надзорном порядке - невыполнение осужденным обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.
В целом концепция законопроекта поддерживается. Вместе с тем по отдельным положениям законопроекта имеются замечания.
По мнению Комитета, требует дополнительного обсуждения введение такого условия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве как содействие в раскрытии и расследовании иных преступлений, не связанных с деянием, за которое он привлекается к уголовной ответственности.
Предложение законопроекта о возможности прокурора отменять постановление следователя, руководителя следственного органа об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и самостоятельно заключать названное соглашение противоречит части первой статьи 317.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор заключает досудебное соглашение о сотрудничестве с участием подозреваемого или обвиняемого, его защитника и следователя.
Вызывает возражение наделение прокурора обязанностью разъяснять подозреваемому или обвиняемому, что после рассмотрения выделенного в отношении него уголовного дела он может быть привлечен в качестве свидетеля к участию в уголовном деле в отношении соучастников преступления. В соответствии с частью второй статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. В свою очередь согласно статье 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. При этом осужденный продолжает обладать правами обвиняемого, предусмотренными данной статьей. Анализ названных норм свидетельствует, что поскольку лицо, заключившее досудебное соглашение о сотрудничестве, после вынесения в отношении него обвинительного приговора по своему процессуальному статусу является осужденным, то по уголовному делу в отношении соучастников преступления, с которыми данное лицо связано единым обвинением (независимо от того, имело ли место выделение уголовного дела или нет), оно не может одновременно наделяться статусом свидетеля. Таким образом, по мнению Комитета, речь в данном случае может идти только о привлечении осужденного в качестве свидетеля в отношении иных лиц, совершивших преступление, не связанное с деянием, за которое осужденный был привлечен к уголовной ответственности.
Предусмотренное законопроектом положение о возможности выделения уголовного дела в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, с согласия прокурора не согласуется с установленными пунктом 3 части второй статьи 38 и частью третьей статьи 154 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями следователя, в соответствии с которыми следователь самостоятельно направляет ход расследования, в том числе самостоятельно принимает решение о выделении уголовного дела.
Высказанные выше замечания можно учесть при подготовке предлагаемого законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе названный проект федерального закона принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.