Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности
от 10 ноября 2015 г. N 3.9-105/3
О проекте федерального закона N 831459-6 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (в части установления возможности использования доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, на осуществление саморегулируемой организацией своей деятельности) внесен Законодательным Собранием Красноярского края
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности в качестве комитета соисполнителя рассмотрел проект федерального закона N 831459-6 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается, в целях основных задач деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО) в строительной сфере, изменить правовой механизм использования доходов СРО от размещения средств компенсационного фонда и направлять их на финансирование текущей деятельности, в том числе, ведение финансово-хозяйственной деятельности саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, как следует из пояснительной записки, главной целью законопроекта является только создание условий для снижения размеров регулярных членских взносов, что должно уменьшить финансовую нагрузку на членов СРО.
Безусловно, взносы в компенсационный фонд затрудняют работу малых и средних участников рынка строительных услуг (работ), однако с другой стороны - механизм их размещения и сохранения взносов нераспределенными способствует сохранению недостатков системы саморегулирования в строительной отрасли.
Комитет отмечает, что компенсационные фонды строительных СРО не выполняют прямой регулятивной роли, не имеют реального экономического обоснования, поскольку действующими нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливается взаимосвязь между наличием и соблюдением стандартов деятельности и материальной ответственностью, вследствие причинения вреда членом СРО. В результате правовая норма об ответственности СРО в строительной отрасли в правоприменительной практике применяется исключительно редко.
В этой связи, без учета причин низкой эффективности функционирования действующей системы имущественной ответственности СРО в строительной отрасли, реализация предлагаемых законопроектом изменений может способствовать дискредитации системы коллективной ответственности посредством использования компенсационного фонда как главного признака института саморегулирования - правового механизма взаимодействия предпринимательского сообщества и органов публичной власти в части правоустановления и надзора.
В соответствии Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" основная цель создания системы ответственности членов СРО через формирование компенсационного фонда СРО заключается в создании стимулов саморегулирования участников в целях обеспечения эффективного надзора за соблюдением соответствующих правовых актов и стандартов деятельности в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации, осуществления собственно строительства.
Предусмотренные законопроектом новеллы не учитывают особый правовой статус средств компенсационного фонда СРО, которые не могут являться оборотными средствами, а потому противоречат основным направлениям проекта "Концепции совершенствования механизмов саморегулирования", подготовленной в связи с поручением Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 г. N Пр-1168 о проведении оценки результативности системы саморегулирования, внедренной в отраслях и видах экономической деятельностью.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности не поддерживает принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона N 831459-6 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.