Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1026423-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность" (далее - законопроект) предусмотрено внесение изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", связанных с установлением переходных условий в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Законопроектом предусматривается пролонгирование переходных условий, установленных на 2014-2016 годы для лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - крымчане), при этом предлагается полностью пролонгировать переходные условия прохождения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования (далее - ГИА) Крыма и сократить объем переходных условий приема в вузы.
Уровень подготовки крымских школьников постепенно выравнивается с уровнем подготовки других российских школьников. Однако, в 2017 году выпускники школ Крыма еще не будут в полном объеме готовы к сдаче единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Поэтому законопроектом предусмотрено пролонгирование возможности прохождения ГИА в школах на территории Крыма по выбору обучающихся в различных формах: в форме ЕГЭ или в форме государственного выпускного экзамена.
В части приема в вузы на 2014-2016 годы установлен механизм выделения (квотирования) мест для крымчан. Этот механизм был введен в связи с разницей в подготовленности крымчан, получивших образование в образовательных организациях Крыма по украинским образовательным программам (в полном объеме или частично), и иных российских абитуриентов. Механизм квотирования мест позволяет проводить прием крымчан по результатам отдельного конкурса, в результате чего они не соревнуются с другими абитуриентами.
С 2017 года предлагается не вводить квотирование мест для приема крымчан в вузы. Это обусловлено следующими причинами.
Существующий механизм квотирования требует прогнозирования соотношения численности абитуриентов-крымчан и численности иных абитуриентов (включая иностранных граждан) по отдельным направлениям подготовки и специальностям. В 2014 году и в определенной мере в 2015 году такое прогнозирование было возможно в связи со стабильными потоками абитуриентов из Крыма, желающих поступать в вузы других регионов, и небольшим числом абитуриентов, переехавших на постоянное место жительства в Крым и желающих поступать в вузы Крыма. Однако, в связи с ростом "миграции" абитуриентов прогнозирование в 2016 году значительно затруднено, а в 2017 году не представляется возможным.
Квотирование мест для крымчан приводит в ряде случаев к негативным последствиям. Так, в тех случаях, когда выделение мест осуществляется по востребованным направлениям, разделение абитуриентов на два потока (крымчане и иные абитуриенты) приводит к увеличению конкурса среди иных абитуриентов и вызывает напряженность среди абитуриентов и их родителей. В связи с этим в значительной части вузов за пределами Крыма выделение мест для крымчан осуществляется по наименее востребованным направлениям. При этом потребность крымчан не удовлетворяется, квотирование становится "вырожденным".
Вместе с тем, начиная с 2017 года, прием крымчан в вузы по результатам отдельного конкурса станет избыточным.
При приеме на обучение по программам магистратуры и программам подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры, ординатуры и др.), крымчане будут иметь те же стартовые возможности при поступлении в вузы, что и иные абитуриенты. При приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета уровень подготовки крымчан, которые в 2017 году завершают обучение в школе, также позволит им участвовать в едином конкурсе с другими абитуриентами.
Однако, поскольку подготовка выпускников школ Крыма 2017 года, обучавшихся по российским образовательным программам только 3 года (в 9-11 классах), будет иметь определенные отличия от подготовки иных выпускников российских школ (обусловленные обучением по украинским образовательным программам до 9 класса), потребуется сохранение для таких лиц льготных условий поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Предлагается установить для них возможность поступления на обучение по результатам вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно. Это будет кореллировать с нормой о возможности прохождения ГИА по выбору обучающихся в форме ЕГЭ или в форме государственного выпускного экзамена. Эта льгота аналогична установленной в настоящее время для различных категорий выпускников школ, которым предоставлено право не сдавать ЕГЭ, а также для поступающих в вузы на базе среднего профессионального образования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.