Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 911757-6 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год" (далее - законопроект о бюджете Фонда) представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего пенсионного законодательства, проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и внесенных проектов федеральных законов, касающихся пенсионного обеспечения.
Основные показатели бюджета Фонда на 2015-2016 годы представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей)
Показатели |
2015 год |
2016 год проект |
2016 г. в % к утв. 2015 г. |
|
утвержд. |
ожид. исполн. |
|||
ДОХОДЫ |
7 146,8 |
7 106,2 |
7 528,83 |
105,4 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной части трудовых пенсий |
7 007,3 |
6 978,3 |
7 421,57 |
105,9 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
139,5 |
127,9 |
107,26 |
76,9 |
Из общего объема доходов: средства федерального бюджета: |
3 004,0 |
3 085,7 |
3 184,76 |
106,0 |
из них: - на обязательное пенсионное страхование |
689,9 |
814,2 |
810,5 |
117,5 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
342,9 |
342,9 |
392,0 |
114,3 |
- на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 971,2 |
1 928,6 |
1 982,26 |
100,6 |
средства бюджетов субъектов РФ |
3 900,8 |
3 900,8 |
3 009,5 |
77,2 |
РАСХОДЫ |
7 769,8 |
7 782,3 |
7 703,9 |
99,2 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной части трудовых пенсий |
7 228,4 |
7 236,8 |
7 421,57 |
102,7 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
541,4 |
545,5 |
282,33 |
52,2 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-623,0 |
-676,1 |
-175,07 |
- |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной части трудовых пенсий |
-221,1 |
-258,5 |
0,0 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
-401,9 |
-417,6 |
-175,07 |
- |
Особенности формирования бюджета Фонда на 2016 год обусловлены положениями следующих проектов федеральных законов:
N 911767-6 "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий";
N 911765-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения";
N 911761-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
N 911766-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда";
N 918468-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан".
В соответствии с нормами данных законопроектов предусмотрено:
- проведение в 2016 году индексации страховых и социальных пенсий на 4,0 процента (экономия расходов на повышение страховых пенсий в 2016 году составит 438,92 млрд. рублей, на индексацию социальных пенсий - 60,7 млрд. рублей);
- выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам в 2016 году без учета их планируемой индексации;
- продление на 2016 год введенного Федеральным законом от 4 декабря 2013 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" "моратория" по направлению страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой части пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы без изменения размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (уменьшение трансферта на обязательное пенсионное страхование в 2016 году из федерального бюджета бюджету Фонда на 342,2 миллиардов рублей);
- перенос срока введения нормы Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания на 1 января 2019 года;
- увеличение пенсионного возраста для государственных служащих;
- проведение с 1 февраля 2016 года доиндексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации на 6,4%, исходя из прогнозного индекса роста цен за 2015 год 12,2% и произведенной в 2015 году индексации размеров ЕДВ на 5,5 процента;
- поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (по "самозанятым" гражданам), в соответствии с нормами действующего законодательства исходя из увеличения размера МРОТ в 2016 году до 6204 рублей (в 2015 году 5965 рубля).
В отношении плательщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году сохраняется льготный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20%: для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения.
Для ряда плательщиков применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере от 0 до 14 процентов.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих технико-внедренческую деятельность в особых экономических зонах и в области информационных технологий, для созданных научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 8 процентов.
Для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территории опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 6 процентов.
Для организации, получившие статус участника проекта "Сколково", установлен тариф страховых взносов в размере 14 процентов, для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов - 0 процентов.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, определены с учетом специальной оценки условий труда на рабочих местах и установления дифференцированных тарифов от 0 до 8 процентов. Для плательщиков, не прошедших оценку условий труда и не имеющие результатов аттестации, установлены дополнительные тарифы для Списка N 1 - 9%, Списка N 2 и малых списков - 6 процентов.
Особенностью законопроекта является формирование расходной части бюджета Фонда на 2016 год как в программном, так и в непрограммном формате.
Бюджет Фонда на 2016 год сформирован по доходам в сумме 7 528,8 млрд. рублей с ростом к утвержденному уровню 2015 года 5,4% или на 382,0 млрд. рублей и по расходам в сумме 7 703,9 млрд. рублей с сокращением к утвержденному уровню 2015 года на 0,8% или на 65,9 млрд. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, в 2016 году составит 7 315,2 млрд. рублей или 95,0% всех расходов бюджета Фонда (в 2015 году - 91,5%).
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2016 году соответствует объемам, предусмотренным проектом федерального бюджета на 2016 год для передачи в бюджет Фонда, и составляет в 2016 году 3 184,8 млрд. рублей.
Объем трансфертов из федерального бюджета в 2016 году по сравнению с утвержденным уровнем 2015 года увеличивается на 180,8 млрд. рублей (на 6,0%) и составляет 42,3% от прогнозируемого объема доходов.
В 2016 году из федерального бюджета в бюджет Фонда предусматривается направить на:
- компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов - 392,0 млрд. рублей (с ростом к уровню 2015 года на 14,3%);
- обязательное пенсионное страхование - 810,5 млрд. рублей (с ростом к уровню 2015 года на 17,5%);
- валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 676,9 млрд. рублей;
- возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 12,1 млрд. рублей;
- выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 44,3 млрд. рублей;
- выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, пособий и компенсаций - 497,3 млрд. рублей;
- осуществление ежемесячной денежной (ЕДВ) выплаты отдельным категориям граждан 419,4 млрд. рублей;
- предоставление материнского (семейного) капитала 304,3 млрд. рублей;
- компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно - 3,3 млрд. рублей;
- софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации - 1,0 млрд. рублей и другие.
В целом объем трансфертов федерального бюджета, направляемых на выплату страховой части пенсии и федеральной социальной доплаты, составляет в 2016 году 1 935,8 млрд. рублей или 60,8% от общего объема трансфертов из федерального бюджета и 26,1% от доходов бюджета Фонда по распределительной составляющей.
Счетная палата отмечает, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, принятие которой предусмотрено абзацем 4 части 2 статьи 17 Федерального закона N 167-ФЗ. Отсутствие методики позволяет осуществлять расчет трансфертов из федерального бюджета исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования.
По данным Счетной палаты на 1 января 2016 года расчетный остаток трансфертов из федерального бюджета (за исключением выплаты страховой пенсии) составит в целом 54,2 млрд. рублей и будет направлен Фондом на те же цели.
Наиболее крупные суммы остатков трансфертов ожидаются по следующим видам выплат: на выплату ЕДВ инвалидам - 13,9 млрд. рублей, на выплату ЕДВ ветеранам - 5,9 млрд. рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 13,9 млрд. рублей, на осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами - 5,9 млрд. рублей, на выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии - 5,8 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что остаток средств на 1 января 2016 года по ряду показателей превышает годовую потребность Фонда в средствах на исполнение публичных нормативных обязательств и ряд публичных нормативных обязательства может быть исполнен в 2016 году без привлечения средств федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. рублей (на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, на осуществление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации).
Также Счетная палате отмечает, что при введении в 2016 году пониженных тарифов страховых взносов для территорий опережающего социально-экономического развития Калининградская область и порт Владивосток могут потребоваться дополнительные бюджетные ассигнования на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда.
Доходы бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (по распределительной составляющей), в 2016 году по доходам прогнозируются в сумме 7 421,6 млрд. рублей и по расходам - в сумме 7 421,6 млрд. рублей.
В 2016 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации - 36838 рублей и с учетом повышающего коэффициента 1,8 определена в размере 796 тыс. рублей.
Коэффициент сбора планируется в размере 98,7 процента.
Общая сумма поступлений страховых взносов на финансирование страховой пенсии с учетом погашения задолженности прогнозируется в 2016 году в сумме 4 232,1 млрд. рублей:
от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам соответственно по годам в суммах 4 060,1 млрд. рублей;
от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (от "самозанятых" граждан) соответственно по годам в суммах 81,26 млрд. рублей;
по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах по списку N 1, по списку N 2 и "малым" спискам, - 90,76 млрд. рублей.
Поступления взносов от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплат к пенсии, прогнозируются на 2016 год в сумме 6,2 млрд. рублей, от организаций угольной промышленности на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности - в сумме 1,98 млрд. рублей.
Проектом бюджета Фонда учитывается увеличение общей численности получателей пенсий за 2016 год на 545,6 тыс. человек, которая конец 2016 года планируется в количестве 43,23 млн. человек.
В 2016 году предусматривается с 1 февраля повышение страховых пенсий на 4,0% путем соответствующего повышения стоимости одного пенсионного коэффициента и установления ее, равной 74,27 рубля, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и установления ее в сумме 4 558,93 рубля.
Индексация социальных пенсий будет произведена на 4,0% с 1 апреля 2016 года.
Это позволит обеспечить увеличение за 2016 год страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней на 353 рубля, увеличение социальной пенсии планируется на 332 рубля.
Планируется, что среднегодовой размер страховой пенсии по старости с фиксированной выплатой составит в 2016 году - 13132 рубля (143,2% к прожиточному минимуму пенсионера).
Среднегодовой размер социальной пенсии планируется на 2016 год в размере 8 562 рубля (97,3% к ПМП).
Расходы на выплату страховой пенсии (с учетом затрат на их доставку) в 2016 году запланированы в сумме 6 011,5 млрд. рублей или 78,0% всех расходов Фонда.
В целом прогнозируемые поступления страховых взносов в 2016 году на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату страховой пенсии, обеспечивают ее финансирование (без учета валоризации и возмещения по нестраховым периодам) на 79,5 процента.
Комитет отмечает, что прогнозируемая экономия по расходам на выплату страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам в 2016 году без учета их планируемой индексации (на 4 %) оценивается в размере 87 миллиардов рублей, исходя из численности всех работающих пенсионеров в количестве 15 млн. человек. В связи с этим целесообразным представляется рассмотрение вопроса о возможности индексации страховых пенсий работающим гражданам, получающим пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности.
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям (с учетом доставки), финансируемые за счет средств федерального бюджета, предусматриваются в сумме 419,8 млрд. рублей.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в 2016 году предусматриваются в сумме 6,2 млрд. рублей, исходя из количества получателей - 42 140 человек и среднего размера доплат к пенсии - 12 227,9 рублей.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии работникам организаций угольной промышленности, финансируемые за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, в 2016 году запланированы в сумме 1,97 млрд. рублей с учетом запланированной численности получателей - 65 099 человек и среднего размера доплат к пенсии - 2 514,0 рублей.
Расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, в 2016 году предусматриваются в сумме 7,5 млрд. рублей, исходя среднегодовой численности получателей - 23 332 человек и среднегодового размера доплаты - 26 749,1 рублей.
В 2016 году впервые в программной структуре расходы бюджета Фонда представлены в разрезе подпрограмм и основных мероприятий по Государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) в 2016 году с учетом доиндексации с 1 февраля на 6,4% запланированы на общую сумму 419,4 млрд. рублей, из них:
инвалидам - 328,7 млрд. рублей;
ветеранам - 72,6 млрд. рублей;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 16,1 млрд. рублей;
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - 1,25 млрд. рублей;
Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 0,7 млрд. рублей.
Расходы на социальную поддержку предусмотрены:
Для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - в сумме 0,55 млрд. рублей,
Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы предусмотрены - в сумме 0,03 млрд. рублей.
На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) предусматривается направить:
некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - 5,1 млрд. рублей,
инвалидов вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 - 0,58 млрд. рублей.
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения (ДМО) гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией предусмотрены в сумме 4,0 млрд. рублей.
Для обеспечения выплаты пенсии каждому пенсионеру на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, предусматривается установление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2016 году для 2,69 млн. человек, на что направляется 44,3 млрд. рублей.
Расходы, осуществляемые за счет федерального бюджета, на предоставление в 2016 году компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, запланированы в сумме 35,2 млрд. рублей, ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, - в сумме 32,3 млрд. рублей.
Размер материнского (семейного) капитала в 2016 году сохраняется на уровне 2015 года и определен в размере 453 026,0 рубля.
В расходах бюджета Фонда учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала в общей сумме 304,3 млрд. рублей, из них 4,2 млрд. рублей на предоставление в 2016 году единовременной выплаты в размере 20,0 тыс. рублей, исходя из численности 209,4 тыс. человек.
При этом в 2016 году предусматривается использование средств материнского (семейного) капитала на приобретение технических средств реабилитации для детей-инвалидов.
Счетная палата отмечает, что предельный объем финансирования, предусмотренный по расходам на предоставление средств материнского (семейного) капитала на 2016 на 32,37 млрд. рублей или на 9,6 % меньше прогнозной потребности, рассчитанной Фондом.
В связи с этим необходимо отметить, что остатки средств на предоставление материнского (семейного) капитала на начало 2016 года оцениваются в размере 15,7 млрд. рублей и будут использованы на те же цели.
Расходы на оказание поддержки в связи с погребением умерших предусмотрены в общей сумме 8,6 млрд. рублей, в том числе:
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших пенсионеров, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) - в сумме 0,3 млрд. рублей.
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших страховую или накопительную пенсии, - в сумме 8,3 млрд. рублей;
на выплату социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию, и оказание услуг по погребению - в сумме 1,2 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда за счет средств федерального бюджета на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматриваются на 2016 год в сумме 3,3 млрд. рублей.
Также на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, неработающих пенсионеров и членам их семей, находящимся на их иждивении, предусматривается направить в 2016 году 0,88 млрд. рублей, исходя из планируемой численности пенсионеров.
В 2016 году продолжится софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств федерального бюджета, на что предусмотрены ассигнования в сумме 1,0 млрд. рублей.
Бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части пенсии, в 2016 году сбалансирован.
По накопительной составляющей бюджета Фонда с учетом пролонгирования и в 2016 году направления страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой части пенсии доходы прогнозируются в сумме 107,26 млрд. рублей и расходы - 282,33 млрд. рублей.
По накопительной составляющей бюджета Фонда предусматривается дефицит в 2016 году в сумме 175,07 млрд. рублей и обусловлен в основном передачей пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Источником покрытия дефицита являются остатки средств бюджета Фонда по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении, во временном размещении).
В прогнозируемых доходах бюджета Фонда по накопительной составляющей учтены следующие поступления:
страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом поступления задолженности (недоимки) по страховым взносам, а также пеней и штрафов в общей сумме - 0,5 млрд. рублей;
доходы от временного размещения и реализации Фондом активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений - 0,13 млрд. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, - 14,4 млрд. рублей;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений, - 12,0 млрд. рублей;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц - 0,23 млрд. рублей;
средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 9,6 млрд. рублей;
средства от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию - 1,8 млрд. рублей;
средства, перечисленные управляющими компаниями 68,4 млрд. рублей.
В состав расходов бюджета Фонда по накопительной части включены следующие расходы:
- на выплату накопительной пенсии по старости - 0,25 млрд. рублей,
- на осуществление срочной пенсионной выплаты - 0,06 млрд. рублей;
- на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - 7,0 млрд. рублей;
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц -4,1 млрд. рублей;
- передача средств пенсионных накоплений в НПФ - 270,7 млрд. рублей;
- на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений - 0,24 млрд. рублей.
С 1 января 2014 года формируется резерв по обязательному пенсионному страхованию, который является обособленной частью пенсионных накоплений и подлежит обособленному учету за счет отчислений Фонда. Законопроектом этот резерв обособленно не выделен, имеется только аналитический учет в виде остатков денежных средств резерва, отчисления в указанный резерв не предусмотрены.
Счетная палата отмечает, что до настоящего времени в нарушение федеральных законов N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" не обеспечен обособленный учет средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, а также резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2016 года оценивается в сумме 1 334,9 млрд. рублей, из них:
1 464,4 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям (с учетом возврата);
5,3 млрд. рублей - средства выплатного резерва;
17,6 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, находящихся в Фонде на временном размещении;
2,5 млрд. рублей - остаток денежных средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию;
20,0 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2017 года.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов в 2016 году предусмотрены расходы в сумме 108,6 млрд. рублей, или 1,4% от общих расходов бюджета (ниже уровня 2015 года на 0,1%), из них на оплату труда, иные выплаты персоналу и оплату страховых взносов составят 78,7 млрд. рублей.
Расходы на выплаты персоналу и уплату страховых взносов предусмотрены в сумме 78,67 млрд. рублей. В 2016 году предусмотрено сокращение численности сотрудников Фонда на 3129 штатных единиц или на 2,2% и фонда оплаты труда на 0,7 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что в период формирования проекта бюджета в рамках оптимизации расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов расходы были сокращены на 11,9 млрд. рублей, или на 9,9 процента, в том числе:
на оплату труда на 5,72 млрд. рублей, или на 6,8 процента;
на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2,44 млрд. рублей, или на 17,5 процента;
на прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на 1,26 млрд. рублей, или на 8,2 процента;
на инвестирование в объекты капитального строительства и на приобретение помещений для территориальных органов Фонда на 2,4 млрд. рублей, или в 4 раза.
Расходы на международное сотрудничество предусмотрены в сумме 12,7 млн. рублей, что на 41,6 % выше показателя 2015 года. Расходы на международное сотрудничество включают взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения (9,6 млн. рублей) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов (далее - МАПСФ) (3,1 млн. рублей).
При этом нормативный правовой акт Российской Федерации, регламентирующий расходы по оплате членских взносов в МАПСФ, отсутствует. Комитет разделяет мнение Счетной палаты о том, что до принятия нормативного правового акта, регламентирующего обязательства Фонда по уплате членских взносов в МАПСФ, исполнение расходных обязательств по уплате членских взносов Фондом недопустимо.
Предусмотрены бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства на 2016 год в сумме 0,85 млрд. рублей (в 2,8 раза ниже планового показателя 2015 года), в которые включены расходы по контрактам на строительство (реконструкцию) объектов, переходящим на 2016 год, расходы на строительство (приобретение) объектов для размещения органов Фонда в Крымском федеральном округе, а также на противопожарные мероприятия и присоединение к инженерным сетям (0,3 млрд. рублей).
Комитет считает необходимым подчеркнуть, что проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год" сформирован в расходной части в программном формате частично в связи с тем, что расходы по пенсионному обеспечению сформированы в непрограммной структуре вследствие непринятия до настоящего времени государственной программы Российской Федерации "Развитие пенсионной системы".
Счетная палата подтверждает, что законопроект разработан на основании и в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 - 2018 годы и с учетом внесенных в Государственную Думу законопроектов, касающихся пенсионного обеспечения.
Вместе с тем, Счетная палата отмечает необходимость уточнения положений части 2 статьи 6 законопроекта (в части зачисления в резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию не учтенных на индивидуальных лицевых счетах сумм страховых взносов на финансирование накопительной пенсии), части 4 статья 8 законопроекта (в части направления расходования перечисляемых в бюджет Фонда остатка средств, образовавшиеся в связи с реализацией сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поставленных в Российскую Федерацию в виде гуманитарной помощи), а также кода доходов бюджета Фонда (2 04 06040 06 0000 180).
Выводы
1. Основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2016 год с учетом вносимых в законодательство изменений в целом позволяют осуществить выплаты по установленным обязательствам и дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров.
2. Особенностью законопроекта является формирование расходной части как в рамках реализации государственных программ, так и в непрограммных направлениях деятельности Фонда.
3. Бюджет Фонда сформирован с учетом поставленной Президентом Российской Федерации задачи о необходимости сохранения приемлемой для бизнеса страховой нагрузки и сохранении базового тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года.
Сохранение на период до 2018 года тарифа страховых взносов в Фонд для основной группы плательщиков в размере 22 процентов (вместо общеустановленного тарифа в размере 26 процентов) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов ведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и компенсируется в соответствии с законодательством из федерального бюджета.
4. Финансовую устойчивость пенсионной системы в 2016 году, также как и в предыдущие годы, предлагается обеспечить за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты и доставки страховой пенсии.
При этом обеспеченность выплат страховых пенсий (без учета валоризации и возмещения по нестраховым периодам) поступлениями страховых взносов в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии в последние годы находится на уровне 80 процентов.
5. Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет поддерживаться на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину прожиточного минимума пенсионера.
6. В случае принятия решения о второй индексации пенсий в течение 2016 года: принятия федерального закона об установлении повышающего размера пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также дополнительной индексации социальных пенсий, - законопроектом предусматривается перечисление из федерального бюджета дополнительных межбюджетных трансфертов на реализацию данного решения.
7. Проект бюджета Фонда на 2016 год сформирован при отсутствии ряда нормативных правовых документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации:
государственной программы Российской Федерации "Развитие пенсионной системы Российской Федерации";
методики определения стоимости индивидуального пенсионного коэффициента;
методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда.
До настоящего времени законодательно не определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
8. Комитет по бюджету и налогам считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить подготовку и принятие документов, регулирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях комитетов Государственной Думы, Совета Федерации и Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.