Досье на проект федерального закона
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных торговых объектах" устанавливается ограничение по розничной реализации алкогольной продукции в виде возможности её продажи только в стационарных специализированных торговых объектах.
Настоящей редакцией проекта федерального закона учтены все данные профильным комитетом Государственной Думы замечания юридико-технического характера, что позволяет говорить о концептуальном одобрении либо неодобрении настоящего законопроекта при его рассмотрении.
Для реализации таких ограничений законопроект, в статье 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определяется дефиниция такого стационарного специализированного торгового объекта как помещение, используемое исключительно для розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, имеющее отдельный вход и выход.
Также законопроектом устанавливается соответствующее ограничение для организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на территории городских поселений ( за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), заключающееся в наличии для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договорам и составляет один год и более, стационарного специализированного торгового объекта общей площадью не менее 50 квадратных метров.
При этом розничная продажа организациями пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в городских поселениях может осуществляться в иных стационарных торговых объектах, помимо вновь вводимых стационарных специализированных торговых объектов.
Законопроект так же не касается реализации алкогольной продукции в сельских поселениях и оставляет неизменными требования к её реализации на соответствующих территориях.
Законопроект устанавливает, что иные, дополнительные требования к стационарным специализированным торговым объектам, могут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент таким органом является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка).
Также в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" вносятся изменения, устанавливающие приоритетный порядок Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" при определении требований, предъявляемых к розничной торговле алкогольной продукцией.
Вводимые законопроектом меры, безусловно, в качестве главной цели преследуют снижение объема потребления алкоголя среди населения.
По данным Московского научно-исследовательского института психиатрии, ежегодно от причин, связанных с употреблением алкоголя, погибает около 400 тысяч человек.
В этой связи очевидна недостаточность мер по борьбе с употреблением алкоголя в нашей стране. Представляется необходимым ограничить как количество продаваемого алкоголя, так и повысить его качество. Реализация алкогольной продукции через специализированные торговые объекты позволит решить обе эти задачи.
Международный опыт также подтверждает необходимость таких новелл: подобные ограничения действуют как Норвегии, Швеции, Дании, так и в отдельных штатах США.
Также стоит отметить, что практическая реализация таких мер, позволит контрольно-надзорным органам с большей эффективностью выявлять факты незаконной продажи алкоголя вне таких специализированных торговых объектов (продажа алкогольной продукции в иных торговых объектах).
Безусловно, последует улучшение контроля за качеством реализуемого алкоголя, поскольку наличие специализированных торговых объектов сделает процедуру поставки и реализации алкогольной продукции более прозрачной для целей надзора за такой деятельностью, что, как следствие, приведет к снижению объема контрафактного алкоголя на рынке, а значит и к снижению смертности в результате его потребления.
Недавние исследования, проведенные среди населения информационно-правовым порталом "Гарант", показывают, что 44% опрошенных выразили уверенность, что данная инициатива приведет к сокращению чрезмерного потребления алкоголя и табака в России, 11% оценили такую новеллу положительно, но отметили, что для успешной реализации задумки специализированных магазинов должно быть много и в удобных местах.
Таким образом, 55% людей относятся к такой инициативе в той или иной мере положительно.
Также, безусловно, установление мер, предусмотренных законопроектом, полностью совпадает с целями, заявленными в Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р, заключающимися на своем втором этапе реализации (2013-2020 года) в снижении уровня потребления алкоголя среди населения, а также в уменьшении объема контрафактного алкоголя на рынке.
Учитывая вышеизложенное, ограничения розничной торговли алкогольной продукцией, заключающиеся в возможности её реализации исключительно в стационарных специализированных торговых объектах, представляются необходимыми, обоснованными и повлекут реальное снижение потребления алкоголя среди населения, снижение распространения контрафактного алкоголя и как следствие снижение уровня смертности по причинам, связанным употреблением алкоголя.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных торговых объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных торговых объектах" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных торговых объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией в стационарных специализированных торговых объектах" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.