Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 563916-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с положениями пунктов "а" и "б" статьи 1 проекта федерального закона помещения в зданиях, строениях, сооружениях (в том числе в зданиях, строениях, сооружениях, используемых для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления) подлежат обязательному оснащению "распределителями (приборами) учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии". При этом в пункте "б" статьи 1 проекта применяется понятие "индивидуальные приборы или распределители используемых воды, природного газа, тепловой энергии". В связи с этим необходимо уточнить, что понимается под указанными выше распределителями, поскольку данное понятие в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
В предлагаемой новой редакции частей 5 и 6 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) норма об обязанности собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок заменяется диспозитивной нормой, предусматривающей предоставление указанным собственникам, обеспечившим до 1 июля 2013 года оснащение таких домов (помещений в многоквартирных домах) распределителями (приборами) учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, пятидесятипроцентной льготы на оплату данного вида услуг в течение тридцати шести месяцев со дня введения распределителей (приборов) учета в эксплуатацию, в связи с чем обращаем внимание на неактуальность предлагаемых положений в настоящее время. Вместе с тем отмечаем, что данные изменения не согласуются с положениями частей 5.1, 6.1, 9 - 12 упомянутой статьи 13, которые основаны на положениях действующей редакции частей 5 и 6 данной статьи. Кроме того, в связи с предоставлением потребителям указанной льготы неясно, за счет каких средств и в каком порядке должны компенсироваться соответствующие расходы организаций, осуществляющих снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией.
В предлагаемой новой редакции части 7 статьи 13 Федерального закона первое и второе предложения нуждаются во взаимном согласовании, учитывая, что в первом предложении уже предусмотрена обязанность оснащения многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после дня вступления в силу данного Федерального закона, индивидуальными приборами учета (распределителями) используемой тепловой энергии.
Содержащееся в предлагаемой редакции части 1 статьи 21 Федерального закона положение о том, что государственные и муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются "в том числе, по специальным процедурам, предусмотренным для размещения заказа на энергосервис", нуждается в согласовании с положением части 2 данной статьи, в которой определен единственно возможный порядок заключения таких договоров (контрактов) - в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Используемая в пункте "ж" статьи 1 проекта формулировка "информация кластеров, создаваемых производителями систем комплексного обслуживания и диспетчеризации общедомовых и индивидуальных приборов учета энергоресурсов" нуждается в уточнении, в том числе с учетом положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", согласно которому кластер - это совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. При этом в данном положении проекта не учитываются изменения, внесенные в пункт 2 части 3 статьи 23 Федерального закона Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предусмотренное в пункте "и" статьи 1 проекта дополнение статьи 25 Федерального закона, касающееся обязанности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по осуществлению мониторинга энергосбережения и представлению соответствующей информации в уполномоченный федеральный орган, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в соответствии с условиями предоставления информации, установленными Правительством Российской Федерации, и по формам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требует согласования с положением части 1.2 данной статьи, в соответствии с которым требования к отчетности о ходе реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пункте "к" статьи 1 проекта предусмотрено положение о том, что индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, газа, тепловой энергии, электрической энергии принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. По нашему мнению, данное положение проекта нуждается в дополнительном обсуждении с учетом положений статьи 13 Федерального закона (см. части 5, 5.1, 7, 9, 10, 12 статьи 13), согласно которым договор на установку индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, может заключаться не только с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, но также с самим гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме. В данном случае приобретение прибора учета и оплата услуг по его установке, как представляется, осуществляются за счет собственных средств гражданина - собственника помещения в многоквартирном доме.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.